КСО в российских условиях

 

Объективная картина текущего состояния дел в российской экономике и общественных настроениях представлена в исследовании, которое осуществлялось группой независимых экспертов Института социологии РАН. Объективность проекта определяется не только независимостью экспертизы, но и масштабом проведенного опроса: были изучены мнения свыше 1500 респондентов четырех категорий — потребителей, менеджеров, СМИ и чиновников.

На вопрос «что такое корпоративная социальная ответственность?», наиболее заинтересованные в ответе на этот вопрос стороны — население и менеджеры — на первых позициях указали (соответственно, % населения и % менеджеров, по трем, набравшим наибольший вес вариантам ответов из 18 возможных):

1. выпуск качественной продукции (46% и 47,5%)

2. соблюдение законов (35,5% и 35%)

3. уплату налогов в полном объеме (30,4% и 29,5%)

4. охрана окружающей среды (30% и 31,5%)

5. заботу о коллективах (22,5% и 33,5%).

С тем, что СМИ изобилуют негативной информацией о компаниях, согласны и менеджеры, и население. При этом 42% менеджеров и 40% населения полагают, что в целом не получают достаточного количества информации о деятельности российских компаний. Это объясняется отчасти тем, что компании сами не стремятся к информационной открытости через СМИ. Сказывается и фактор ограничения доступа большинства россиян к деловой печати.

В свою очередь, журналисты отводят себе весьма незначительную роль в кампании за ответственный бизнес. Возможно, поэтому среди каналов информации о корпоративной социальной ответственности соответственно профессиональным и потребительским интересам большим доверием пользуются: отчеты независимых экспертов — у 68% менеджеров, надписи на упаковке продукции — у 40,2% населения.

 

Если чиновники единодушны в том, какие формы социальной ответственности наилучшим образом подходят для российского общества, то журналисты явно делятся на две большие группы. Первая: корпоративная социальная ответственность — это очередное ухищрение властей, пытающихся принудить бизнес брать на себя груз социальных забот. «…Во власть часто попадают «случайные люди», <…> в представлении которых все, что происходит в нашей стране, существует, чтобы государство было сильным, чтобы Россия развивалась. При этом Россия не ассоциируется с гражданами, которые в ней живут».

Вторая группа журналистов не разделяет подобных взглядов и рассматривает социальную ответственность как одну из возможных стратегий развития. Компании, по их мнению, должны действовать самостоятельно, демонстрируя ответственность без какой-либо поддержки государства.

Однако население с менеджерами именно государству отводят главенствующую роль в развитии практик социальной ответственности. Большая часть респондентов этих категорий (51,3% населения и 40,1% менеджеров) считают, что для улучшения жизни в обществе именно государство должно активнее бороться с коррупцией — главным препятствием для развития социальной ответственности.

При этом самым ответственным лицом за происходящее в экономике единодушно назван Президент РФ. Этот пункт оказался одним из немногих, в котором мнения всех категорий респондентов совпали.

Кроме того, по мнению подавляющего большинства населения и менеджеров, бремя ответственности за состояние дел в экономике страны Президент делит с правительством и крупными компаниями, среди которых наиболее соответствующими принципам социальной ответственности признаны компании международные, а не отечественные.

Значительное влияние государства на бизнес и экономику страны в целом, по мнению всех ключевых субъектов экономической жизни, не освобождает бизнес от внесения посильного вклада в улучшение общественного климата и повышение качества жизни в стране.

Следует отдельно отметить, что данное исследование явилось более масштабным продолжением проекта по изучению общественных ожиданий в теме корпоративной социальной ответственности, начатого в 2003 году. Целенаправленный повтор определенных вопросов позволил экспертам выявить наметившуюся динамику в отношении населения к роли российского бизнеса в общественном развитии.

В частности, результаты прошлогоднего (2003г.) и настоящего (2004г.) исследований уже показывают рост уровня доверия населения к бизнесу: несмотря на недавние скандалы вокруг российских компаний, доля тех, кто считает, что бизнес действует в интересах страны, выросла с 9% до 27,5% по сравнению с 2003 годом.

Не смотря на это, на мой взгляд, одно только сближение взглядов двух категорий участников экономического процесса — менеджеров и населения — это уже многообещающий процесс.



Adblock detector