Коммуникативные умения и навыки

 

Коммуникации, понятие, виды коммуникаций

Коммуникации (от латинского слова “делаю общим, связываю), т.е. процесс передачи информации от источника к получателю с целью изменить его знания, установки или явное поведение

Базовые элементы в процессе обмена информацией:

1. Отправитель – лицо (лица), которое собирает или отбирает информацию и передает ее.

2. Сообщения — сущность информации, передающейся устно, или закодировано, с помощью символов.

3. Канал – средства передачи информации.

4. Получатель – лицо, которому предназначена информация и которое ее воспринимает и раскодирует.

Коммуникационный процесс включает в себя следующие этапы:

1. Формирование идеи (отбирает информацию)

2. Кодирование (формирование) и выбор канала

3. Передача идей

4. Кодирование.

Виды коммуникаций

1. Внешние коммуникационные сети: государство, другие регулирующие агентства, потребители, конкуренты, профессиональные ассоциации, общественные и иные организации.

2. Внутрифирменные коммуникации:

— межуровневый коммуникации — перемещение информации в рамках вертикальных коммуникаций, различают нисходящую и восходящую коммуникации.

— горизонтальные коммуникации между различными отделами, координирующие, регулирующие их деятельность.

— коммуникации руководитель – подчиненный, связанный с пояснениями задач приоритетов и ожидаемых результатов с обеспечением вовлечения в решение, обсуждение задач, оповещение о стратегии, измении, обмен идеями.

— коммуникации между руководителем и рабочей группой.

— неформальные коммуникации – канал распространения передачи слухов.

1. Обратная связь:

— при наличии обратной связи отправитель и получатель именуется коммуникативными ролями.

— двусторонний обмен информации повышает уверенность и эффективность

— обратная связь повышает правильность и точность восприятия рас кодирование.

2. Помехи (шумы). Источники помех:

— язык (вербальный и невербальный)

 

— различия восприятия, из-за которых может изменяться смысл

— различие в организационном статусе.

Трудности в развитии коммуникации

1. искажение сообщений:

— непреднамеренное искажение проходит, как правило, из-за низкой профессиональной пригодности

— фильтрация, т.е. суммирование обобщение, в ходе которого возможно искажение

— сознательное искажение

— несовпадение статусов (стремление формировать только положительную информацию с целью получения одобрения)

— страх перед наказанием и ощущение безопасности дела.

2. Информационные перегрузки – невозможно реагировать на всю информацию, деление на нужную и ненужную, существенную и несущественную, достаточно субъективную.

3. Неудовлетворительная структура информации:

— сложность управления

— много уровней, много искажений.

Пути улучшения системы коммуникации

1. Управленческое регулирование:

— четкое определение и формулирование задач

— формирование четкого представления о потребностях информации начальника, себя, своих подчиненных

— планирование, реализация, контроль совершенствовать в направлении улучшения информационного обмена

— обсуждение планов, задач, путей их решения.

2. Совершенствование системы обратной связи:

— перемещение людей из одной организации в другую с целью обсуждения

— опрос работников, в среде которого необходимо выявить: четко ли доведены до них цели их деятельности, информированы ли они с какими потенциальными и реальными проблемами сталкиваются или могут столкнуться стратегии грядущих перемен получают ли их руководитель для предложений.

3. Совершенствование системы сбора информации с целью снижается тенденции фильтрации идей или их игнорирование на пути снизу вверх.

4. Создание каналов информационных сообщений в форме степной печати, статей, биллютней, радиотелевидения, компьютерных сетей.

5. Внедрение совершенных, информационных технологий (электронная почта, видеоконференции и другие).



Adblock detector