Коммуникационная структура и роли


Простейшая структура, характерная при решении рутинных задач. Б выступает в роли “сито”, через него проходит вся информация и задается темп работы.

Б превращается в руководителя работа А и В, которая выполняет свои локальные задачи.

Данная структура называется “звезда”. Все управление из одного центра; хорошая структура для повторяющихся задач; качество работы группы зависит от качества работы руководителя.

“Круг”. Единого лидера нет, хороший моральный климат, хорошо решаются творческие задачи, действует коллективный разум; информация циркулирует свободно, появляется неформальный лидер.

“Шпора”. Формально руководит А, но очень многое зависит от Б, т.к. он просеивает всю информацию, идущую к А и при этом может не входить в организационную структуру, а находиться лишь в информационной.

“Двойная шпора”. Возникает при 7-10 информационных связей. Позиция Б фактически распадается на две , Б1 и Б2 трудно согласовать свои действия, минуя А.

Структура становится закрытой, Б уже не обладает структурным контролем, т.к. информация может уходить по одним каналам, а возвращаться по другим.

“Сторож” контролирует входные потоки сообщений, способен фильтровать, уменьшать, агрегировать информацию.

“Связной” занимает ключевые позиции в том числе и на неформальной основе, между группами; может входить или не входить в связываемые группы, при его удалении система может развалиться на изолированные группы.

“Лидер мнения”. Неформальный лидер, оказывающий существенное влияние на других членов группы, оценивая и направляя входящую к ним информацию. Является более доступным, чем администратор, соблюдает групповые нормы наблюдения.

“Космополит” – чаще других контактирует с внешним миром, когда их много это означает, что организация сильно открыта; обычно находятся на вершине или в основе иерархической лестницы.

Законы управленческого общения. Формирование аттракций.

В фундаменте коммуникации лежит общения – процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, понимание другого человека, выработку еденной стратегии и менее поведения.
Первый закон общения гласит “понять, не значит принять”. Чужая позиция может быть понята тогда, когда:
1. Она не противоречит установкам того, кому предназначена информация;
2. Всякое последующее убеждение направленно на устранения разногласий, а не повторение сказанного ранее.
3. Партнеру показывается его личный интерес, доказывается, что выполнение работы будет способствовать удовлетворению каких-то его потребностей.
Руководитель, который умеет убеждать, становится менеджером, специалистом по управленческому общению, достигающем высокого уровня исполнительной дисциплины не столько силовым заявлением, сколько знанием психологии людей. Распорядительная информация не может восприниматься абстрактно от личности того, кто является источником.
Второй закон общения гласит “при прочих равных условиях люди легче принимают и понимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное, положительное отношение.
Для того чтобы люди лучше воспринимали вашу позицию их надо “перевести” в положительную часть, т.е. сформировать у них эмоционально-положительное к вам отношение – аттракцию.
Аттракция (от лат. “привлекать”, “притягивать”) – формирование привлекательности одного человека от другого при общении или возникновения привлекательности при общении.
Аттракция формируется с помощью специальных приемов. Приемы аттракции не предназначены для того, чтобы что-то доказывать или в чем-то убедить, а только для того, чтобы добиться расположения собеседника.
Прием “имя собственное”. Давно известно, что самая лучшая музыка для человека – это его собственное имя. Главная сложность как запомнить имя нового для вас партнера.
Прием “зеркало отношений”. Доброжелательное выражение лица, легкая улыбка всегда расположит к вам собеседника, вызовет его желания общаться.