Школа человеческих отношений

Г. Мюнстерберг (1983-1916гг)
М.. Л. Фаллет (1868-1933гг)
Элитен Мейо (1880-1945гг)
Д. Макгрегор (1906-1964гг)
В 30-50 гг. 20 века на западе распространились “Неоклассические школы”, учитывающие человеческий фактор, как основной элемент эффективного предприятия. Перенос центра тяжести в управление с выполнением задач на отношение между людьми является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений. Характерные эксперименты (фирма Бэспипэлектирк) Чикаго.
Суть системы человеческих отношений характеризует менеджерские заповеди, разработанные этой фирмой:
1. Будь внимателен к чужому мнению, даже если оно не верно. Имей бесконечное терпение.
2. Справедливость к подчиненным.
3. Будь вежлив, не демонстрируй раздражение.
4. Краткость.
5. Не делай замечания подчиненным в присутствие третьего лица.
6. Благодарность за хорошую работу.
Особенности и основные черты японского менеджмента
Япония стала развивать современный менеджмент современным лицом. В стране культурных принципов наши богатства – “человеческие ресурсы”. Японская модель основана на философии “Мы все – одна семья”. Важная задача –установить нормальные отношения с рабочими, сформулировать понимание того, что работники и менеджер одна семья. В коллективе существует четкая цель, которая сплачивает персонал. Внушение рабочим, что его благополучие зависит от результатов деятельности фирмы. Продвижение по службе зависит от возраста и стажа. Широко применяется метод горизонтальной гортации. В течение 4-7 лет перемешают рабочего на горизонтали. Таким образом, в течение своей трудовой деятельности рабочий осваивает несколько профессий, становясь широко профессиональным рабочим. Служащий, перешедший в другую компанию, лишается стажа и начинает с нуля. Существует система, поощряющая общение друг с другом (день начинается зарядкой, все декламируют записи, вывешенные на стенках). Мастера должны ежедневно оправляться о здоровье у рабочих.
Тайота
Комплексное управление качеством: “Система от производства продукции крупными партиями и создание непрерывно-поточного много предпринимательского изделия многих людей. При этом снабжение участка осуществляется несколькими малыми предприятиями, что превращает штучную.