Условия допустимости местного самоуправления и его задачи

Местное самоуправление допустимо лишь при определенных условиях:
1. Гарантируется соблюдение общегосударственных интересов;
2. Обеспечиваются территориальная целостность, суверенитет и безопасность государства;
3. Сохраняется единое экономическое пространство, не разграниченное таможенными, финансовыми и иными барьерами, что способствует свободному перемещению товаров и услуг на всей территории страны.
Появление таких негативных явлений, как преобладание в условиях местного самоуправления частных интересов над общими и интересов местного сообщества над общенациональными, ослабление межрегиональных социально-экономических связей, возникновение трудностей в разработке и практической реализации крупномасштабных и дорогостоящих проектов и программ в связи с ограниченностью средств отдельно существующих местных сообществ и многие другие может быть исключено при правильной организации местного самоуправления.
К числу задач, решаемых с помощью местного самоуправления, относятся следующие:
1. Выявление социальных целей, приоритетов и потребностей проживающего на данной территории населения;
2. Определение потребности территории в трудовых, материальных и финансовых ресурсах;
3. Укрепление финансово-хозяйственной базы местных сообществ;
4. Создание необходимых условий для высокоэффективной деятельности всех расположенных на территории предприятий и организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;
5. Обеспечение многообразия форм участия населения в решении местных вопросов социально-экономического развития;
6. Формирование новых устойчивых источников доходов местных бюджетов;
7. Повышение инвестиционной привлекательности территории.
В настоящее время в России существует множество причин, доказывающих необходимость развития местного самоуправления. Среди основных причин можно выделить следующие:
1. Потребность в демократизации всех сфер жизни российского общества, общегосударственной и региональной децентрализации с перераспределением в разумных пределах власти и ресурсов между федеральной, промежуточными территориальными (региональными) структурами и административно-территориальными образованиями в пользу местных сообществ;
2. Ориентация местных сообществ на самопомощь, повышение деловой активности всего дееспособного населения соответствующих территорий;
3. Необходимость сбалансирования интересов и отношений федеральных, региональных, местных территориальных образований и соответствующих им органов власти, правильного распределения между ними полномочий и ответственности;
4. Потребность в улучшении качества жизни большей части населения всех территориальных образования.
Развитие местного самоуправления в городах России не только важная, но и очень сложная задача. Ее решение возможно только при наличии прочного научного фундамента. Сегодня, к сожалению, уровень научного обеспечения местного самоуправления очень низкий.
Несмотря на существенные различия, имеющиеся в самоуправлении различных типов и видов городов, есть много общих проблем, которые необходимо решать на единой научной базе.