Матрица рост/доля

Исторически первой моделью корпоративного стратегического планирования принято считать модель "роста-доли", которая больше известна как модель BCG.
Матрица «рост – доля» построена следующим образом. Горизонтальная ось показывает долю рынка, которую занимает каждая СБЕ. Доля рынка измеряется в частях относительно объёма аналогичной СБЕ, реализуемой лидером. Горизонтальная ось варьируется от 0,1 до 10 деления нанесены по логарифмической шкале. Вертикальная ось показывает годовой темп роста СБЕ в данной отрасли: от 0 до 20% и более; 10% выделяется в качестве водораздела между быстрым и медленным ростом. Нанесённые на матрицу кружки показывают положение СБЕ на осях рост – доля рынка. Диаметр круга пропорционален объёму продаж данной СБЕ. Квадраты матрицы отражают различные ситуации с движением денег. Применяется следующая их классификация:
«Звёзды». Компании с высокой долей рынка в быстрорастущих отраслях они обещают наибольшие прибыли и перспективы роста.
«Дойные коровы». Компании, имеющие высокую долю рынка в медленно растущих отраслях. Дойные коровы зарабатывают средства в объемах, превышающих их потребности в реинвестировании.
«Вопросительные знаки». Относительная доля на рынке низка. Быстрый рост рынка делает эти стратегические зоны хозяйствования привлекательными.
«Собаки». Компании с низкой долей рынка в медленно растущих отраслях, слабой перспективой роста, отстающих позиций на рынке.

Способы использования матрицы. Данный метод позволяет принимать решение по вложениям, имеющим долгосрочную перспективу, в фирме, производящей различные продукты, находящиеся на разных этапах жизненного цикла, имеющие различный темп роста и различную долю рынка. Проведя с помощью матрицы «рост/доля» анализ портфеля продукции, руководство может увидеть, насколько он сбалансирован, и принять решение о будущей судьбе стратегической бизнес единицы и соответственно о капиталовложениях по каждой из бизнес единиц.