Понятие, формы и виды налогового контроля

 

В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра территорий и помещений, используемых для извлечения дохода (прибыли) а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Таможенные органы осуществляют налоговый контроль в пределах своей компетенции в том же порядке, что и налоговые органы, наделены в соответствующих случаях теми же правами и несут те же обязанности.

Содержание налогового контроля включает:

1) проверку выполнения организациями и физическими лицами обязанностей по исчислению и уплате налогов

2) проверку постановки на налоговый учет организаций и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

3) проверку правильности ведения учета доходов и расходов и объектов налогообложения, своевременности представления налоговых деклараций и достоверности содержащихся в них сведений

4) проверку исполнения налоговыми агентами своих обязанностей по своевременному удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов

5) проверку соблюдения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, проверку правильности и своевременности исполнения ими платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пеней

6) проверку правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением

7) предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах

8) выявление нарушителей законодательства о налогах и сборах и привлечение их к ответственности

9) выявление проблемных категорий налогоплательщиков

10) принятие соответствующих мер по возмещению материального ущерба, причиненного государству в результате неисполнения налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами своих налоговых обязанностей.

Классификация налогового контроля по видам может быть осуществлена по различным основаниям.

1. В зависимости от стадии проведения налогового контроля выделяют:

а) предварительный налоговый контроль — предполагает профилактику и предупреждение нарушений налогового законодательства

б) текущий налоговый контроль — носит оперативный характер, проводится в отчетном периоде в основном в виде камеральных налоговых проверок

в) последующий налоговый контроль — предполагает проверку реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов, проводится по окончании отчетных периодов последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

 

2. В зависимости от объема контролируемой деятельности объекта налогового контроля (организаций или физических лиц) выделяют:

а) комплексный налоговый контроль — подразумевает обследование всего комплекса деятельности подконтрольного объекта по уплате налогов и сборов

б) тематический (специальный) налоговый контроль — подразумевает осуществление проверки подконтрольного объекта по уплате определенного перечня налогов (например, только федеральных, только региональных или только местных налогов и сборов только прямых или только косвенных налогов).

3. В зависимости от используемых методов и приемов проверки документов выделяют:

а) сплошной налоговый контроль — проверяются все имеющиеся документы, связанные с уплатой налогов и сборов

б) выборочный налоговый контроль — проверка проводится на основании выборки документов.

4. В зависимости от источников данных и места проведения мероприятий налогового контроля выделяют:

а) камеральный налоговый контроль, основанный на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в учетных документах. Осуществляется по месту нахождения налогового органа путем формальной, логической и арифметической проверки документов и использования других приемов. При необходимости могут быть истребованы у налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов

б) выездной налоговый контроль осуществляется, как правило, по месту нахождения налогоплательщика с применением разнообразных методов контрольной деятельности, таких, как инвентаризация имущества, осмотр (обследование) помещений и территорий, проведение экспертиз и т.д.

5. В зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, и характера полномочий выделяют:

а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами

б) налоговый контроль, осуществляемый таможенными органами.

6. В зависимости от графика проведения контрольных мероприятий выделяют:

а) плановый налоговый контроль

б) внеплановый налоговый контроль — в установленных налоговым законодательством случаях (при реорганизации, ликвидации организации-налогоплательщика и др.).

7. В зависимости от подведомственности и подчиненности налоговых органов, осуществляющих налоговый контроль, выделяют:

а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами, в которых налогоплательщик состоит на учете

б) налоговый контроль, осуществляемый вышестоящими налоговыми органами в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. [6]