Сравнение налоговых санкции в России и во Франции

Так, если в Налоговом кодексе Российской Федерации предусматривается, что занижение налоговой базы влечёт за собой взыскание штрафа в размере 20 % неуплаченной суммы, а то же деяние совершённое умышленно, влечёт взыскание штрафа в размере 40 % от неуплаченной суммы налога, то аналогичные санкции во Франции имеют следующие размеры:
* если налоговый орган сочтёт, что ошибки в исчислении налога носят чисто арифметический характер, санкция как таковая не применяется, а начисляется пеня в размере 9 % годовых;
* если проверяющий считает ошибки умышленными, это влечёт за собой наложение штрафной санкции в размере 40 %;
* если в ходе проверки устанавливается, что налогоплательщик в целях уменьшения налога совершил противоправные действия, например предъявил подложные документы, штраф увеличивается до 80 %.
* самая большая санкция, в размере 150 % неуплаченного налога, применяется в случае оказания налогоплательщиком противодействия налоговой проверке.
Практика наложения и взыскания во Франции налоговых санкций предусматривает возможность снижения предъявленного налогоплательщику штрафа. Снижение санкции, в принципе, может быть произведено, не только по договорённости налогоплательщика с налоговым органом и в том случае, когда налогоплательщик обязуется уплатить доначисленный налог в срок, оговоренный налоговой инспекцией. Однако снижение размеров санкции не исключает исчисление сумм пени за всё время нарушения срока уплаты налога по день уплаты включительно.
В тоже время в ряде случаев размер самой санкции зависит от срока совершения нарушения. Так, если налогоплательщик не подаёт декларацию в течение определённого срока применяется санкция в размере 40 %, если более этого срока – 80 %. Такой же подход применяется и в российском законодательстве. Например, ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в зависимости от того, в течение какого срока не представлялась налоговая декларация, взыскивается 5 % или 30 % от суммы неуплаченных налоговых платежей в результате задержки представления налоговых деклараций.
Срок, за который можно проверять, начислять и взыскивать налог во Франции составляет 3 года, предшествующих проверке. В случае если проверяющие не укладываются закончить проверку в данном календарном году и справку о результатах проверки оформляют и подписывают на следующий год, из материалов проверки выпадают, то есть не учитываются, нарушения, допущенные в первый из трёх проверенных предшествующих лет. Имеется в виду, что если проверка началась в 2004 г., а закончилась в 2005 году, то в результаты проверки могут войти только те ошибки, которые допускались в 2002 и 2003 гг., нарушения, допущенные в 2001г. сюда уже не попадают. Французские специалисты объясняют это тем, что считается, что нецелесообразно предпринимать что – либо в отношении взыскания налогов, если 3 года прошли, т. е. по причине давности события и изменения ситуации. Правда такой подход может не применяться в тех случаях, когда налоговое преступление носит большие масштабы.
В некоторых случаях налоговый орган в лице инспектора может предоставить налогоплательщику отсрочку по уплате налогов. Как правило, это делается в том случае, когда сумма налога невелика, и налогоплательщик в состоянии представить гарантию уплаты налога. Но при этом, в отличие от правил предоставления отсрочек в РФ, процент по отсроченной сумме налога в любом случае будет начисляться, и он равен 9 % годовых.
В целом можно сделать вывод, что налоговые органы Франции имеют большой опыт работы с налогоплательщиками, изучение и заимствование такого опыта может быть весьма полезно в условиях развивающейся налоговой системы Российской Федерации.[7]
Список используемых литератур
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Часть 2. – М.: «ЮРКНИГА», 2006.
2. Гражданский кодекс Российской федерации. – М.: Инфра- М, 2004.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Проспект», 2004.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М.: Юрайт – Издат., 2004г.
5. Налоговый учет/ И. В. Абрамова, Р. Ф. Князев, М. П. Кочкин, Л. И. Малявкина, Н. И. Шишкоедова. - М.: ЗАО «Издательский Дом «Главбух», 2002.-304с.
6. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие/Под ред. Б. Х. Алиева. - М.: Финансы и статистика, 2005.-416 с.
7. Данилькевич Л. И. Налоговый контроль и санкции за налоговые нарушения: французский опыт // «Финансы», №10, 2004.
8. Евстигнеев Е. Н. Налоги и налогообложение. – СПб.: Питер, 2005.-272с.: ил. – (Серия «Краткий курс»).
9. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в РФ: Учебник для Вузов. -6-е изд., доп. и перераб. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2004.-576с
10. Налоги и налогообложение./Учебник под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. – СПб: Питер, 2003.
11. Газета «Учет. Налоги. Право» от 13 декабря 2005г., №46 ст. 3.
12. Газета « Учет. Налоги. Право «Официальные документы» №9, Март 2006г., ст. 5-8.
13. Налоговое право России: Учебник для вузов /под ред., проф. Ю. А. Хрохина. – М.: Издательство НОРМА, 2003.-656с.
14. Финансовая газета «ЭКСПО» №7 (65), июль 2003 года, ст. 14-15.
15. Информационно-правовая система: Консультант Плюс.
16. http:/www.nalog.ru
17. http:/www.eeenn.narod.ru
18. http://www.avents.ru/nalog.html