Война налоговиков с ЗАТО

 

Помимо Минфина, наступление на ЗАТО начали и налоговые органы. МНС7 направило в правительство проект постановления, которое узаконит институт уполномоченных банков по обслуживанию финансовых потоков в российских оффшорах. Уполномоченные банки обязаны будут следить за тем, чтобы «заработанные» на территории ЗАТО деньги туда же и инвестировались. Если деньги просто перекачиваются, государство получит законное право лишить оффшорную зону налоговых льгот. По словам нашего источника в МНС, этот документ может быть подписан в ближайшее время.

Сама по себе идея контролировать оффшоры посредством уполномоченных банков не нова. Еще на заре оффшорного движения она получила популярность, причем отнюдь не у налоговиков, а у местных властей. Перед предприятием, желавшим прописаться в том или ином налоговом рае, честно ставилось условие: открыть счет в указанном местной администрацией банке и проводить все операции именно через этот банк. Правда, открыто давить на клиентов местные власти все же опасались. Федеральному центру этого можно не бояться: «уходить» налогоплательщику некуда.

Можно, конечно, попробовать работать через оффшорную зону за границей. Однако это не решит всех проблем. На зарубежный оффшор, к примеру, невозможно «повесить» активы работающих в России промышленных предприятий — станки, оборудование, помещения: все равно налоги придется платить по месту их нахождения. Искать счастье за пределами России смогут разве что торговые компании, специализирующиеся на экспортно-импортных операциях. Но и это будет очень непросто.

Уже при попытке приобрести зарубежный оффшор российскую компанию ждут неприятные сюрпризы. Скандал вокруг отмывания российских денег на Западе сделал свое дело: россиянам становится все труднее вести за границей оффшорный бизнес, даже вполне легальный. Неприятности начались еще в 1997 году, когда разразились скандалы вокруг связи швейцарских банков с «грязными» деньгами из России. В результате многим офшорным фирмам с российским капиталом было отказано в обслуживании.

Ну а с раскручиванием скандала вокруг Bank of New York западные банки и подавно один за другим стали объявлять о закрытии счетов своих российских клиентов (не говоря уже об открытии новых). Причем не только личных, но и счетов тех оффшорных компаний, в которых право подписи финансовых документов принадлежит гражданам России. В октябре это сделал Barclays, затем и сам BoNY объявил о разрыве коротношений с 70-80 банками из стран бывшего СССР и прекращении проведения платежей в адрес Haytly, Вануату и Сейшельских островов.

Сходной политики придерживаются и другие западные банки.

В результате у российских предприятий и граждан все чаще возникают проблемы с регистрацией офшорных компаний даже в так называемых респектабельных юрисдикциях. Зарубежные юридические компании, специализирующиеся на регистрации таких оффшоров, больше не хотят иметь дело с проживающими в России бизнесменами без рекомендаций солидного западного банка. А стать клиентом такого банка почти невозможно без рекомендации уважаемого юриста. Круг замкнулся. Конечно, можно пойти и к менее щепетильному юристу, но в этом случае и банк, в котором вы сможете открыть счет, будет не из самых солидных. А если надежность банка вызывает сомнения, сохранность капитала (а для этого, собственно, все и затевается) уже под вопросом.

Но даже если удастся зарегистрировать «хороший» оффшор, это еще не означает автоматическое получение «налоговой индульгенции». Скандал с Bank of New York заставил обратить внимание на зарубежные оффшоры и российские власти — ведь по подобным каналам за последние восемь лет из России было выведено, по разным данным, от $50 млрд. до $300 млрд. Установкой преград на пути убегающих капиталов активно занимаются сегодня и в Кремле, и в правительстве, и в Совете безопасности. Совбез, например, хочет усилить госконтроль за импортными контрактами, обязать экспортеров зачислять всю валютную выручку на счета только в уполномоченных российских банках, а не в западных. Предлагаются и более радикальные меры: и депутаты, и премьер, и представители администрации президента все чаще говорят о необходимости выхода из соглашений об избежании двойного налогообложения с самыми популярными оффшорными юрисдикциями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Банковское дело в Москве / 20.09.2000. № 8 (69).

2. Брызгалин А., Бурдаков С. Правовое регулирование порядка установления взимания местных налогов и сборов // Финансы. 1996. № 1.

3. Витрянский В. В., Герасименко С. А. Налоговые органы, налогоплательщик и Гражданский кодекс: Арбитражно-судебная практика. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1995.

4. Вопросы теории и практики исчисления и взимания налогов: Учебное пособие по курсу “Налоги и налогообложение” / Финансовая академия при Правительстве РФ кафедра “Налоги и налогообложение”: Авт. кол.: Л. П. Павлова (рук.), А. С. Лазарев, Н. П. Мельникова. М.: ФА, 1995.

5. Горбунов А. Р. Налоговое планирование и снижение финансовых потерь. М., 1993.

6. Гусев В. В. Государственная налоговая служба разъясняет. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1995.

7. Деловой Иркутск / 28.02-05.03.2000. № 9.

 

8. Евсеев Д., Воскобойников А. О перспективах реформирования налоговой системы России // Финансы. 1997. № 6.

9. Зуйков И. С., Зуйкова Л. В. Некоторые проблемы налогообложения // Налоговый вестник. 1997. № 2.

10. ИНСТРУКЦИЯ от 29.02.99 г. № 001 “О действиях налогоплательщика

при проверке его налоговыми органами

(с примерами, комментариями и советами)”. Источник “Инструкции”. — http://www.taxnopayer.koenig.ru/

11. Коммерсантъ // 23.11.1999. № 216., 08.04.2000. № 61.

12. Лозовский Л. Ш., Райзберг Б. А., Ратновский А. А. Универсальный бизнес-словарь. – М.: ИНФРА-М, 1997.

13. Московский комсомолец на Алтае / 02.03.-08.03.2000. № 10.

14. Разд. Авиационная промышленность // Финансовые известия от 17.02.1999.

15. Словарь-справочник менеджера /Под ред. М. Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 1996.

16. Фомина О. Уклонение от уплаты налогов и способы борьбы с ним // Финансовый бизнес. 1996. № 2.

17. Хритинин В. О направлениях развития налоговой реформы // Финансы.1997. № .

18. Черник Д. Налоговая модель и российская действительность // Экономика и жизнь. 1997. № 29.

19. Щербинин А. Т. Налоговый контроль: пути совершенствования. 1999. Тамбов.

20. Шаталов С. Многие схемы финансовых махинаций вскоре навсегда уйдут в историю // Налоговый вестник. 1996. № 1.

21. Ясин Е. Экономический кругооборот: точка отсчета – налоговые преступления // Экономика и жизнь. 1996. № 22.



Adblock detector