Главная функция контроля налоговых органов

 

Главная фкункция контроля состоит в проверке соблюдения законности осуществляемых в экономической жизни общества операций.

Одним из звеньев системы контроля за сотоянием экономики, развитием социально-экрономических процессов в обществе выступает финансовый контроль. Финансовый контроль, как особая область контроля, связанная с использованием стоймостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы, при формировании и использовании финансовых ресурсов на всех уровня и во всех звеньях народного хозяйства. В такой сложной управленческой систетме, какой является сама финансовая система, контроль могут осуществлять различные субъекты: государство, сам хозяйствующий субъект, вышестоящие организации, независимый орган (например, аудиторская организация). В связи с этим различаются: государственный финасовый контроль, внутрихозяйственный, внутриведомственный и независимый (аудиторский) контроль.

Одним из главных условий нормального функционирования экономики и финансовой системы является государственный контроль. Государственным этот вид финансового контроля является потому, что осуществляют его те органы, которые действуют от лица государства. Проводится государственный контроль по различным направлениям.

Одной из областей государственного финансового контроля является сфера налоговых отношений, которая обуславливает наличие государственного налогового контроля. Последний несет на себе все черты, присущие финансовому контролю, но одновременно обладает и особенностями. Специфика налогового контроля в том, что осуществляется он в более узкой сфере действия, чем государственный финансовый контроль: если объектом государственного финансового контроля являются денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ремсурсов в материальном производстве и нематериальной сфере, во всех звеньях финансовой системы, то объектом налогового контроля являются налоговые отношения, их правоая база. Налоговые отношения возникают у государства (в лице субъектов налогового контроля) субъектами налогообложения – юридичесикми и физичесикми лицами, на которых лежит юридическая обязанность уплаиты налогов за счет собственных средств. Налоговым отношениям может прекдшествовать система мер (управленческих, п

 

равовых), прининмаемых субъектами налогового контроля по созданию соответствующих предпосылок для осуществления контрольных функций в рамках принятых норм, правил.

Закон “О государственной налоговой службе РСФСР” от 21.03.1991 года вменяет в обязанность субъектам налогового контроля (налоговым инспекциям) проведение проверок на предпричятиях, (независимо от форм собственности) и у граждан различных денежных документов и отчетности, связанной с движением (или характеризующей движение) денежных средств в целях налогооблрожения и обеспечения своевременной и полной мобилизации денежных средств в доход государства.

Следует также лобавить, что в процессе контроля за правльностью исчисления и своевременностью поступления налогов, субъекты налогового контроля, реализуя властный характер возложенных на них функций, принимают решение о финансовой и административной ответственрости юридических, физических и должностных лиц за нарушение налогового законодательства.