Отличия Рискованного бизнеса

Рисковый бизнес отнюдь не случайно получил свое название. Его отличает неустойчивость, ненадежность положения. “Смертность” рисковых организаций очень высока. Из 250 рисковых фирм, основанных в США еще в 60-х годах, “выжили” лишь около трети, 32% были поглощены крупными корпорациями, 37% обанкротились. И лишь единицы превратились в крупных продуцентов высоких технологий, подобно “Xerox”, “Intel”, “Apple Computer”. Однако отдача оставшихся “в живых” фирм настолько велика как с точки зрения прибыли, так и с точки зрения совершенствования производства, что делает такую практику целесообразной. Значимость рисковых предприятий и в том, что они стимулируют конкуренцию, подталкивает крупные фирмы к инновационной деятельности. Так, специалисты считают, что гораздо больший вклад “Apple Computer” (возникшая как рисковое предприятие) в экономику США состоял не в создании и производстве персональногокомпьютера, а в том, что эта фирма побудила электронного гиганта “IBM” к поискам новых технологий и совершенствованию своей
организационной структуры, способствовавших повышению конкурентноспособности её продукции.
Ускорение НТП вызывает заинтересованность в сотрудничестве науки и промышленных предприятий. Условием сохранения и усиления конкурентноспособности компании становится информация о достижениях и использование результатов не только прикладных, но и фундаментальных исследований. Поэтому современные компании не могут довольствоваться вторичной научной информацией и упрочивают связи с её первичными источниками - центрами фундаментальной науки.
В свою очередь, университеты побуждают к сотрудничеству с частными компаниями не только возможность получения прибыли от коммерциализации результатов проводимых ими научно-исследовательских работ (НИР), но и необходимость поиска дополнительных источников финансирования фундаментальных исследований и наиболее благоприятных возможностей трудоустройства своих выпускников. Расширяется использование таких форм сотрудничества как консультирование, обмен кадрами, субсидии и контракты на исследования, крупные многолетние контрактные соглашения с корпорациями о проведении университетом исследований в определенной области. Иногда от университета отделяются “мини-корпорации”, имеющие целью превращение знаний и научных исследований в деньги.
Во многих случаях сотрудничество университетов и промышленности осуществляется в рамках “научных парков”.
Первый такой парк появился в США в 1949 году на базе Стэнфордского университета (штат Калифорния). Идея была проста: сдать участок университетской земли в аренду действующим компаниям для размещения там их научно-исследовательских подразделений, которые объединялись с комплексом условий для развития научных исследований и разработок в областях передовых технологий из университетских лабораторий и исследовательских групп.
“Научный парк” или технопарк служит для развития наукоемких технологий, наукоемких фирм. Это своеобразная фабрика по производству средних и малых рисковых инновационных предприятий. Одна из важнейших функций технопарка - непрерывное формирование нового бизнеса и его поддержка. Таким образом, технопарк или “научный парк” является основой венчурного бизнеса.
Учредителями “научных парков” в первую очередь являются университеты, технические и иные вузы, научные и конструкторские учреждения. Их вклад в создание “научного парка” - научные идеи, фундаментальные знания, изобретения, научное консультирование, предоставление в распоряжение парка прилегающей территории, помещения, оборудования, библиотек и т.д.
Заинтересованы в создании технопарка и промышленные предприятия, которые используют его для решения технологических проблем, поддержания конкурентноспособности. Вкладом предприятий является финансовая и материальная поддержка.