Деловые игры

Деловые игры встречаются в различных вариациях, но все они по сути являются методом конкретных ситуаций в действии. Вместо того, чтобы «обсуждать» возможное развитие ситуации, учащиеся получают определенные роли и общаются друг с другом, выступая от имени конкретного действующего лица – участника данной ситуации.
Например: «Вы – директор, вы – заместитель. Вы встретились для того чтобы обсудить доводы в пользу изменения сроков предоставления отчета».
Деловые игры – очень эффективная форма проверки пройденного до того материала, к тому же данный метод дает учащимся хорошую возможность применить полученные знания в условиях близких к реальным.
* Деловые игры дают отличную возможность почувствовать, «что происходит, когда происходит вот это».
* Они подчеркивают значение чувств и эмоций в различных ситуациях, особенно в тех, которые связаны с человеческими взаимоотношениями.
* Позволяют менеджеру или руководителю взглянуть на проблему с новой для себя точки зрения
* Повышают интерес учащихся, придают занятиям определенную динамику, благодаря чему слушатели могут изменить свое отношение к тем или иным вопросам.
Деловые игры наиболее эффективны в тех случаях, когда учащиеся чувствуют себя легко и свободно, когда они действительно «играют».
Существует много разновидностей метода деловых игр:
> Роли расписанные и не расписанные
> Ролевые игры, в которых учащиеся волны принимать («разыгрывать») собственные решения
> Ролевые игры, в которых учащиеся копируют («заучивают») определенный стиль руководства или поведения.
Деловые игры можно организовать по-разному: иногда проводится только одна деловая игра, и большинство слушателей просто наблюдают. Однако более приемлем такой вариант, когда учащиеся разбиваются на небольшие группы, которые одновременно и независимо друг от друга проводят игры по одному и тому же «сценарию».
Метод конкретных ситуаций и деловые игры имеют друг с другом много общего. Но между ними существуют определенные различия:

МЕТОД КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ

1
Проблема выносится на обсуждение
1
Проблема рассматривается в обстановке, приближенной к реальной
2
Проблему определяют предшествующие события
2
Проблема определяет развитие событий
3
Проблема затрагивает других людей
3
Проблема затрагивает самих учащихся
4
Эмоциональный аспект и отношение к происходящему рассматривается только гипотетически
4
Эмоциональный аспект и отношение к происходящему оказывают существенное влияние на результат
5
Подчеркивается значение фактов
5
Подчеркивается значение субъективных впечатлений
6
С точки зрения психологии, дискуссия – это взгляд на проблемную ситуацию «снаружи»
6
Психологически учащиеся видят проблемную ситуацию «изнутри»
7
Предполагается мысленное участие
7
Создаются условия для эмоционального участия
8
Совершенствуется умение анализировать проблемы
8
Совершенствуется умение взаимодействовать с другими людьми
9
Предназначается для разработки гипотез и идей
9
Предназначается для проверки гипотез и идей
10
Тренируется умение правильно разобраться в ситуации
10
Тренируется эмоциональный контроль
11
Действия или решения только обсуждаются
11
Действия или решения приводятся в исполнение
12
Последствия предложенных действий обычно не определяются
12
Устанавливается непрерывная обратная связь
Деловая игра позволяет учащимся почувствовать себя в реальной управленческой ситуации и перепробовать все, что угодно, без страха совершить ошибку.