Процесс общения

Общение – это передача информации при взаимодействии. Это единственный способ, с помощью которого мы вызываем изменения в окружающих. Это наш канал влияния на людей. Успешное обучение в значительной мере зависит от успешного общения.
Понимание закономерностей процесса общения и владение искусством общения – необходимые условия успешной работы менеджера. Если не усвоены основы общения, то любые конкретные программы и методики обучения уже не имеют особого значения.
Чтобы как следует разобраться во всех сложностях процесса общения, полезно начать его изучение с упрощенной модели, а уж затем, отталкиваясь от нее, идти дальше.
Цель подобного обобщения – помочь людям учиться. Обучение – в том смысле, в каком это слово используется в данной работе, - вполне можно назвать изменением в стереотипах поведения, которое помогает учащемуся. С помощью эффективного общения можно облегчить процесс обучения.
Целью общения является приобретение адресатом новых качеств, поэтому общение должно быть ориентированно на результат.
Чтобы быть эффективными, виды общения, которые мы будем рассматривать, должны начинать с ясной формулировкой цели. Общение следует начинать только тогда, когда уже определены его желаемые результаты: цель общения – попытка добиться этих результатов. Цель напрямую связана с конкретной ситуацией, которую можно изменить в лучшую сторону, решив существующие проблемы или воспользовавшись благоприятной возможностью. Общение предполагает законченный цикл:
> Определяется цель.
> Предпринимается попытка общения.
> Осуществляется обучение. Меняется поведение, либо используются переданные знания или навыки.
> Достигаются определенные результаты, которые благоприятно влияют на первоначальную ситуацию. Другими словами, наблюдается улучшение первоначальной ситуации.
Таков цикл коммуникативных усилий, предпринимаемых для того, чтобы оказать слушателям помощь в учебе.
Для уверенной и эффективной работы с менеджерами и руководителями чрезвычайно важно понимание необходимости:
> изменить стереотипы поведения учащегося,
> добиться появления результатов обучения в жизни или работе слушателей,
> улучшить первоначальную ситуацию
Такое понимание – ключ ко многим особенностям, отличающим обучение квалифицированного специалиста от обучения человека, не имеющего опыта работы.
Общение должно быть двусторонним процессом. Как только определены все потребности в обучении – от целей до результатов – двусторонняя природа процесса общения становится наиболее важным моментом.