Обсуждение (дискуссия) как метод обучения

Подходы к обучению взрослых людей основаны на высоком уровне взаимодействия и активности учащихся. Опыт показывает, что менеджеры и руководители проявляют большее понимание и успешнее воспринимают новые идеи в процессе конструктивной дискуссии. Обсуждение может подтолкнуть слушателей к использованию общих идей применительно к собственной конкретной ситуации, к решению сделать что-то иначе в своей непосредственной работе.
Когда занятия проходят в форме дискуссии, преподаватель выступает в роли ведущего дискуссии. Эта роль состоит в том, чтобы помочь слушателям:
> изучить вес аспекты вопроса, ситуации, проблемы, предлагаемых практических приемов или методов
> изменить существующие мнения или представления
> развить новые идеи или по-новому взглянуть на старые
> разработать, понять и принять принципы, решения, методы, процедуры, которые, по мнению слушателей, могут помочь им в работе
Среди множества разновидностей общего обсуждения в курсах менеджмента наиболее часто используются следующие:
* обсуждение темы или вопроса, предложенные преподавателем или слушателем
* обсуждение конкретной ситуации или проблемы, предложенной преподавателем или слушателем
* обсуждение деловых игр, демонстраций, моделирования управленческих ситуаций и других «экспериментальных мероприятий»
* обсуждение фильма, прочитанной книги, лекции
* выполнение типового упражнения в процессе обсуждения
Приведем некоторые распространенные формы дискуссии:
* Собрание – группа сообщает о проделанной работе или предлагает свои идеи.
* Жестко регламентированное обсуждение – все выступления проходят через ведущего дискуссии.
* Свободный обмен мнениями – люди поочередно говорят друг с другом. Выступления не обязаны проходить через ведущего дискуссии.
* Небольшие группы работают обособленно
* Абсолютно неформальное, нерегламентированное обсуждение.
Для того чтобы дискуссия прошла эффективно, необходимо тщательно ее распланировать. Кроме того, необходимо направлять обсуждение в нужное русло, подталкивать слушателей к творческой работе.