Организация взаимодействия и делегирование

* Организация.
Организация - объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур [3]. Основными составляющими любой организации являются задачи, люди и управление. Опираясь на данное понимание основных составляющих организации, ее можно определить как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей. В том случае, если существуют устоявшиеся границы организации, если определено ее место в обществе, организация принимает форма общественной ячейки и выступает в виде социального института. Такими организациями являются частные и государственные фирмы, государственные учреждения, учреждения культуры, образования и т.п. Если же организация не институциирована, то в данном случае речь идет об организации как процессе. При таком рассмотрении организации она скорее выступает как отдельная функция управления [7;стр.12]. Тогда ее определение звучит так: организация – это подготовка к практической реализации намечен
ных планов, то есть создание подразделений и рабочих мест, определение порядка их взаимодействия, обеспечение необходимой документации.
* Делегирование.
Делегирование – это передача задач и полномочий человеку, который принимает ответственность за их выполнение.
Делегирование предполагает изучение задач, стоящих перед организацией или подразделением, составление перечня полномочий, которые могут быть реально переданы исполнителям. С учетом характера, способностей и моральных качеств подчиненных руководитель определяет, кому, для чего, каким образом полномочия передавать. Общий подход состоит в том, что делегировать нужно всегда, когда для этого есть возможность, максимальному количеству сотрудников, находящихся на самых низких этажах управленческой структуры, там где на практике реализуются принимаемые решения. Обычно делегируются следующие виды полномочий:
- решать специальные проблемы, в которых исполнители разбираются заведомо лучше руководителя;
- осуществлять подготовительную работу (составлять проекты и др.);
- присутствовать на собраниях и совещаниях информационного характера, выступать с сообщениями, делится опытом.
При этом черновая и малоинтересная работа чередуется с увлекательной. Передав полномочия подчиненным, руководитель не должен мешать их самостоятельной работе. В противном случае происходит ухудшение морально-психологического климата и подрыв самой идеи делегирования. Но передавать можно не все полномочия. Ни при каких обстоятельствах не делегируется решение проблем, связанных с выработкой общей политики организации или подразделения; особо важных задач; общее руководство и др.
Условиями эффективной передачи полномочий является, прежде всего, тщательное планирование этого процесса с учетом целей организации; предварительная оценка способностей подчиненных; поручение работы, с которой прежде им не приходилось сталкиваться; разъяснение значения порученного задания для будущего организации и для их карьеры; поощрение самостоятельности и инициативы; обращение в первую очередь к молодежи [8;стр.360].
Основные выгоды делегирования полномочий: приближение выработки решения к месту его реализации; освобождение руководителя от рутинной работы; более рациональное распределение нагрузки среди подчиненных; появление у исполнителей дополнительной возможности проявить себя, выдвинуться; получить удовлетворение от работы.
Причины сопротивления делегированию со стороны руководителей: неуверенность в себе; боязнь потерять уважение и власть, престиж; загруженность текущими делами; непонимание важности; нежелание портить отношения с подчиненными; стиль работы.
Причины сопротивления делегированию со стороны подчиненных: нехватка знаний, веры в себе, боязнь ответственности, перегрузки.