Анализ хозяйственной деятельности предприятия

2.2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия
Рыночная экономика требует от предприятий достижения максимальной эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг, эф-фективных форм хозяйствования и управления производством, иначе в настоя-щих условиях просто невозможно выжить. Для того чтобы разработать страте-гию и тактику развития предприятия, обосновать планы, управленческие реше-ния, осуществлять контроль над их выполнением, выявлять резервы повышения эффективности работы, необходимо провести анализ производственно-хозяйственной деятельности.
Для расчетов будет использоваться методика проведения детерминирован-ного факторного анализа.
2.2.1. Анализ производства и реализации услуг
Объем производства и реализации услуг, темпы роста и прироста непосред-ственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ начнем с рассмотрения этих показателей (см. табл. 2.2).
Таблица 2.2
Динамика производства и реализации услуг
Год Объем производства и реализации про-дукции, р. Темп роста, проц.
базисный цепной
2002 269 012 000 100 100
2003 311 796 000 115,90 115,90
2004 581 732 000 216,25 186,57
В период с 2002 по 2004 год объем производства и реализации продукции увеличился на 116,25%. В 2004 году произошло резкое увеличение объема про-изводства и реализации на 86,57%.
Среднегодовой темп роста производства и реализации услуг рассчитаем по среднегеометрической взвешенной (см. формулу 2.1).
(2.1)
где Тр – среднегодовой темп роста;
Т1, Т2, Т3, Тn – годовые темпы роста;
n – продолжительность расчетного периода в годах.
Темп прироста выпуска и реализации услуг рассчитаем по формуле 2.2.
(2.2)
где Тпр – среднегодовой темп прироста.


На анализируемом предприятии темп роста выпуска и реализации продук-ции составляет 147,05%, темп прироста объемов выпуска и реализации продук-ции составляет соответственно 47,05%. Можно сделать вывод о том, что пред-приятие интенсивно наращивает темпы роста производства и реализации про-дукции.
Динамика объемов производства и реализации продукции за период с 2002 г. по 2004 г. изображена на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Динамика объемов производства и реализации услуг
Оценка выполнения плана по ассортименту выполненных услуг представ-лена в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Выполнение плана по ассортименту продукции в 2004 году
Показатели Объем реализации про-дукции в сопоставимых ценах, р. Удельный вес выпуска продукции Вы-пол-не-ние пла-на, проц. Абсо-лютное отклоне-ние по удель-ному ве-су, проц. Засчитыва-ется в вы-полнение плана, р.
план факт план факт
1. Продукция производствен-ного назначения всего:в т.ч. на экспорт 2. Техническая продукция для частных нужд3. Прочее 350 000 000150 000 00070 000 00030 500 000 466 659 000187 603 00074 825 00040 248 000 77,733,315,56,8 80,232,212,96,9 133,3125,1106,9132,0 +2,5-1,1-2,6+0,1 350 000 000150 000 00070 000 00030 500 000
ИТОГО 450 500 000 581 732 000 100 100 129,1 - 450 500 000
В целом, план по реализации продукции перевыполнен на 29,1%. Значи-тельное увеличение наблюдается по реализации экспортной продукции – 25,1% и по реализации прочих услуг – на 32,0%.