реформы в России 1860-70-х гг.

В отличие от XVIII в., для которого был характерен энциклопедизм ученых, в первой половине XIX в. началась дифференциация науки, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). Наряду с углублением теоретических познаний, все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь.
Освободительные реформы 1860-70-х гг. направили течение русской духовной жизни в новое русло. Лозунгом времени стало просветительство, распространение знаний в массах. После 1861 г. стала на ноги и добилась крупных успехов система народных школ в России. Грамотность в пореформенной России требовалась буквально на каждом шагу. Поэтому просвещение народа сделало после 1861 г. огромный шаг вперед: в 60-е годы читать умело лишь 6% населения, в 1897 г. - 21%. Количество начальных школ выросло за пореформенный период примерно в 17 раз — к 1896 г. их было около 79 тыс. с 3800 тыс. учащихся. И все же число грамотных людей в России далеко не соответствовало потребностям времени. Две трети детей школьного возраста оставались вне школ. Развивалось и среднее образование: его давали классические гимназии и реальные училища. Возникли женские гимназии. К концу XIX в. в России было около 600 мужских средних учебных заведений со 150 тыс. учащихся (примерно в шесть раз больше, чем в середине столетия) и около 200 женских средн
их учебных заведений с 75 тыс. учащихся. Совершенствовалось высшее образование массы гимназистов, "реалистов", выпускников духовных семинарий каждый год пополняли студенческие ряды. Во второй Половине XIX в. был основан ряд новых университетов — Варшавский, Новороссийский (в Одессе), Томский; но больше внимания уделялось Специальным высшим учебным заведениям. Число высших учебных заведений выросло за пореформенный период в четыре с лишним раза (с 14 до 63), в них обучалось около 30 тыс. студентов. Просвещение в Дореформенную эпоху распространяли также библиотеки, музеи, всевозможные курсы и кружки, которые основывались земствами, комитетами грамотности и различными обществами. Число публичных читален выросло за полвека, после крестьянской реформы, в три с лишним раза (с 280 до 862). Во второй половине XIX в. были основаны Исторический музей, Политехнический музей. Третьяковская галерея и Румянцевская библиотека в Москве, Русский музей в Петербурге. Радикальная интеллигенция нередко использовала просветительск
ие организации для пропаганды своих взглядов. К 1890 г. Россия стала третьей в мире (после Германии и Франции) страной по количеству названий выпускаемой литературы. Число типографий выросло за 50-Ю-е годы в 14 раз — с 96 до 1300. Главным рупором общественного мнения была периодическая печать. В России она несла особую нагрузку, ей приходилось восполнять (наряду с университетами, адвокатурой) отсутствие партий и парламента. Важной силой становились и газеты. Число общественно-политических органов печати выросло за пореформенные годы в сто с лишним раз (с 15 до 160), в сего к началу XX в. в России существовало около 800 изданий. Тиражи журналов доходили до 10 тыс., газет — до 25 тыс. Развитие просвещение создавало базу для расцвета науки. Блестящие достижения точных и естественных наук укрепляли в среде интеллигенции культ разума, точных знаний. Во второй половине XIX в. на значительную высоту поднялась русская историческая наука. С.М. Соловьев создал фундаментальную "Историю России с древнейших времен" в 29 т
омах. Ученик Соловьева В.О.Ключевский больше внимания уделял народной жизни, быту, социально-экономическим процессам и изложил результаты своих исследований в блестящем "Курсе русской истории".
Литература пореформенной эпохи принесла мировую славу русской культуре. Социальная напряженность второй половины XIX в., колоссальные психологические перегрузки, которые испытывал человек в пору бурных перемен, заставляли великих писателей ставить и решать самые глубокие вопросы — о природе человека, добре и зле, смысле жизни, сущности бытия.