Значение персонифицированного учета в новой пенсионной системе РФ

 

За период, прошедший после утверждения Правительством Российской Федерации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в российской Федерации, был разработан и принят ряд новых нормативных актов, направленных на реализацию её положений. В апреле 1996 года Президентом Российской Федерации был подписан Закон “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования” /14/. Он постепенно создает основы новой инфраструктуры пенсионной системы и обеспечивает информационную базу для того, чтобы стимулировать всех работающих платить страховые взносы. Введение персонифицированного учета осуществляется в опережающем порядке, так как он формирует предпосылки последующих преобразований.

Суть персонифицированного учета заключена в введении для каждого работающего на территории страны гражданина лицевого счет, содержащего сведения о его стаже и заработке.

Персонифицированный учет позволяет установить зависимость размера пенсии от страхового стажа и уплаченных страховых взносов, создает заинтересованность у работодателя и у самих работающих в своевременной и полной уплате страховых взносов. Однако необходимо заметить, что персонифицированный учет, как показывает опыт зарубежных стран, эффективен в случаях, если работник уплачивает на пенсионное страхование сумму равную или приближенную к взносам работодателя.

 

Эксперты Международного валютного фонда, изучавшие на примере России этот вопрос, также полагают, что когда имеется задолженность по выплате пенсий и существующая государственная пенсионная программа может быть переделана и сужена, то население может и не поверить долгосрочным прогнозам и тем пенсионным обещаниям, которые заложены в основе персонифицированного учета.

Следующим шагом по введению системы персонифицированного учета стала корректировка порядка назначения и пересчета пенсий с ориентацией на использование данных лицевых счетов. В мае 1997 года были внесены изменения в Закон Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации”, предусматривающие установление трудового стажа и определение среднемесячного заработка при назначении пенсий и их перерасчете на основе данных индивидуальных лицевых счетов.

С точки зрения практической реализации программы пенсионной реформы наиболее сложными являются меры, связанные с внедрением персонифицированного учета пенсионных страховых взносов, и систему персонифицированного учета нужно существенно видоизменить. Дело в том, что для формирования пенсии на новых условиях, заложенных в программу, потребуется целый ряд новых информационных компонентов, не предусмотренных законом о персонифицированном учете. Изменения связаны в основном с введением условно-накопительных и именных пенсионных счетов.



Adblock detector