ЗЕМЛИ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ, ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ

 

4. ЗЕМЛИ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ, ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ

К землям атомной энергетики, обороны и безопасности относятся земли, предоставляемые для размещения и эксплуатации атомных электростанций (АЭС), ядерных реакторов, включая сооружения, комплексы, компоненты и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов. В эту категорию входят также земли, занятые объектами, связанными с разработкой, изготовлением и использованием ядерного оружия, и ядерными энергетическими установками военного назначения, другими военными объектами, включая предприятия и хранилища обычных вооружений, химического оружия, полигоны земли, занятые объектами, находящимися в ведении Минобороны России, ФСБ, Федеральной пограничной службы, Минатомэнерго России.

Земли промышленности находятся преимущественно в государственной, а многие — в федеральной собственности. Допуска ется установление собственности субъектов РФ и муниципальной собственности на земли, занятые не имеющими оборонного значения радиационными источниками, хранилищами радиоактивных отходов, не содержащими ядерных материалов’. Право субъектной и муниципальной собственности возникает на основании договоров о разграничении предметов ведения между Федерацией и соответствующим субъектом РФ или распоряжений Правительства РФ о передаче сооружения и земельного • участка в субъектную собственность, а также решений субъектов РФ о передаче сооружений и земельных участков в муниципальную собственность.

Теоретически приватизация земель оборонных предприятий с учетом имеющихся исключений возможна, но практически трудно реализуема в условиях различного рода процессуальных и иных ограничений.

 

Земли за предприятиями атомной энергетики, обороны и безопасности закрепляются, как правило, на праве бессрочного пользования. В отдельных случаях земли предоставляются в соответствии с особыми правилами, дополняющими общий порядок изъятия и предоставления земель, установленный ст. 28 и 29 ЗК. К примеру, процедура выделения земельного участка для строительства ядерной установки, радиационных источников и пунктов хранения начинается с принятия предварительного решения о месте размещения объекта. Решения для объектов федерального значения принимаются совместно Правительством РФ и соответствующим субъектом РФ регионального значения — органами государственной власти субъекта РФ местного значения — местными органами самоуправления на основании ходатайства о намерении, направляемого в эти органы заинтересованным лицом (заказчиком).

Вокруг таких предприятий устанавливаются санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения с ограниченным режимом землепользования. В санитарно-защитной зоне запрещается размещение жилых и общественных зданий, детских учреждений, а также не относящихся к функционированию ядерной установки, радиационного источника и пункта его хранения лечебно-оздоровительных учреждений, объектов общественного питания, промышленных объектов, подсобных и других сооружений, не предусмотренных утвержденным проектом санитарно-защитной зоны. В зоне наблюдения, в состав которой входит санитарно-защитная зона, действуют меры социально-экономической компенсации граждан за дополнительные факторы риска и меры по аварийному планированию.

Особый порядок землепользования действует в пределах пограничной зоны, охватывающей полосу суши шириной 5 м вдоль государственной границы. Работы в пределах пограничной полосы осуществляются с разрешения органов и войск Федеральной пограничной службы.

Земли закрытых административно-территориальных образований, включая находящиеся на их территории населенные пункты, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное пользование предприятиям и иным лицам. Строительство промышленных объектов осуществляется в соответствии с градостроительными правилами.