Учет поступления основных средств

Учет поступления основных средств

Порядок отражения в бухгалтерском учете поступления основных средств предопределен требованиями НСБУ 16 «Учет долгосрочных материальных активов» и зависит от условий покупки и создания соответствующих активов.

Каналы поступления основных средств на предприятие известны: в результате строительства объекта приобретение за плату от других юридических и физических лиц безвозмездное получение внесение учредителями в счет взносов в уставный капитал выявление излишних основных средств в результате инвентаризации приобретение в порядке обмена и др.

На этапе перехода к новой системе бухгалтерского учета остаются те же первичные документы и формы учетных регистров.

После завершения работ по внедрению национальных стандартов бухгалтерского учета подлежат пересмотру первичные документы и формы учетных регистров.

Порядок оприходования машин, оборудования, зданий, сооружений и других объектов в составе основных средств в принципе сохранен. Дата принятия объекта в эксплуатацию является моментом включения его в состав основных средств. С этой даты начинается начисление износа основных средств. Основным документом при принятии объекта в эксплуатацию является акт приема-передачи основных средств.

В новом Плане счетов для учета основных средств на предприятии предусмотрен счет 123 «Основные средства».

Основные средства, приобретенные у других юридических и физических лиц, отражаются в учет следующим образом:

• В случае, когда момент ввода в эксплуатацию объектов, не требующих монтажа, совпадает с моментом приобретения, их покупная стоимость, а также все затраты по доставке и приобретению учитываются непосредственно по дебету счета 123 «Основные средства».

• Момент приобретения основных средств, не требующих монтажа, не совпадает с моментом ввода в эксплуатацию (например, по правилам технической эксплуатации новые средства автотранспорта должны быть включены в состав основных средств лишь после прохождения обкатки). Другой пример: предприятие приобрело комплект мебели в январе месяце текущего года, а собран он был в феврале, тогда накопленные затраты по приобретению основных средств предварительно учитываются на счете 121 «Незавершенные материальные активы».

• Затраты на приобретение основных средств, требующих длительного периода времени до ввода их в эксплуатацию (строительство зданий, сооружений, дорог, мостов, колодцев и других объектов), предварительно учитываются на синтетическом счете 121 «Незавершенные материальные активы». Накопленные затраты по счету 121 «Незавершенные материальные активы» списываются в дебет счета 123 «Основные средства».

Рассмотрим на конкретных примерах порядок отражения в учете некоторых операций по приобретению основных средств в зависимости от условий оплаты и момента ввода в эксплуатацию.