Оформление акта документальной проверки и приложений к нему

 

Результаты документальной проверки должны оформляться в следующем порядке.

При отсутствии нарушений налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета прибыли (дохода) проверяющие составляют справку с указанием наименования предприятия, его подчиненности, даты проверки, периода, за который она проводилась, данных о соблюдении предприятием налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующие бюджеты налога на прибыль, а также о соблюдении порядка ведения бухгалтерского учета. Справка подписывается должностным лицом Государственной налоговой инспекции, руководителем и главным бухгалтером проверяющего предприятия.

При установлении нарушений налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета прибыли (дохода) проверяющие оформляют результаты документальной проверки актом, который подписывается должностным лицом Государственной налоговой инспекции, другими участниками проверки и, соответственно, руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия.

В случаях несогласия с фактами, изложенными в актах, руководители, главные (старшие) бухгалтеры предприятий обязаны подписать акт и имеют право произвести запись о возражениях, прилагая одновременно письменные объяснения и документы, поясняющие мотивы этих возражений. Правильность фактов, изложенных в объяснениях, должна быть проверена, и по ним должно быть дано письменное заключение проверяющего.

Акт, как правило, составляется в двух экземплярах со всеми приложениями, а в отдельных случаях и с протоколом изъятия документов и вручается: первый экземпляр — должностному лицу Государственной налоговой инспекции, проводившему проверку, второй — под расписку руководителям проверяемого предприятия. Возражения по акту не приостанавливают выполнение указаний, данных должностными лицами Государственной налоговой инспекции в актах проверок об устранении нарушений и перечислении в бюджет налога на прибыль (дохода), и штрафных санкций.

При установлении фактов грубых нарушений налогового законодательства и злоупотреблений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, акт составляется в трех экземплярах со всеми приложениями и протоколом изъятия документов, из которых первый направляется правоохранительным органам. При этом передаваемые материалы должны содержать: заявление (письмо) руководителя Государственной налоговой инспекции, в котором должно быть изложено, в чем состоит суть выявленных фактов грубых нарушений налогового законодательства и злоупотреблений, какие законы нарушены, каков размер причиненного ущерба государству и бюджету, указаны виновные лица акт документальной проверки предприятия, подписанный надлежащими лицами подлинные документы или копии документов, подтверждающие факты выявленных грубых нарушений налогового законодательства и злоупотреблений объяснения проверяемых, а также других лиц, чьи показания имеют значение для проверки обстоятельств совершения фактов грубых нарушений и злоупотреблений заключения пров

еряющих по этим объяснениям.

При передаче материалов документальной проверки правоохранительным органам для привлечения виновных к уголовной ответственности в делах Государственной налоговой инспекции должна быть оставлена копия в полном объеме передаваемого материала.

 

Вместе с этим при передаче материалов в правоохранительные органы перед правоохранительными органами одновременно ставится вопрос о привлечении лиц, виновных в допущении фактов грубых нарушений налогового законодательства и злоупотреблений, к уголовной ответственности и принятии мер к обеспечению гражданских исков к виновным лицам за причиненный ущерб государству и бюджету.

Отказ в возбуждении уголовного дела или постановление правоохранительных органов о прекращении уголовного дела, возбужденного по материалам документальной проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Акт документальной проверки составляется по схеме программы (задания) на проведение проверки предприятия. В изложении акта документальной проверки должны быть соблюдены объективность, ясность, лаконичность и точность описания выявленных фактов нарушения налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета прибыли (дохода). При этом по каждому факту нарушения, отраженному в акте проверки, должно быть четко изложено его содержание со ссылкой на соответствующие первичные бухгалтерские документы (с обязательным указанием бухгалтерских проводок по счетам и регистров бухгалтерского учета) и другие материалы с указанием нарушении отдельных законов или нормативных актов.

В акт документальной проверки не следует включать непроверенные факты, а также выводы и предложения. Нс следует загромождать акт описанием структуры предприятия, включением отчетных показателей, имеющихся в периодической и годовой отчетности, за исключением случаев, когда проверяющим обнаружены искажения отчетных данных о финансовых результатах предприятия.

Выявленные факты однородных массовых нарушений группируются в ведомости, таблицы и другие справочные материалы, прилагаемые к акту проверки (т.е. приложения), а в акте проверки приводятся только итоговые данные и содержание этих нарушении со ссылкой на соответствующие приложения.

При этом ведомости, таблицы и другие справочные материалы должны содержать полный перечень однородных нарушений налогового законодательства и бухгалтерского учета с указанием проверяемого периода, наименования, даты и номера документа, по которому совершена незаконная операция, сущности операции и размера нарушения, наименования закона или нормативного акта, а также должности и фамилии лиц, разрешивших и допустивших незаконную операцию. Приложения к акту проверки подписываются проверяющим (должностным лицом Государственной налоговой инспекции), руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия.

Все материалы по документальной проверке предприятия по прибытии проверяющего в Государственную налоговую инспекцию после их регистрации в специальном журнале передаются начальникам отделов, а в необходимых случаях — начальникам государственных налоговых инспекций или их заместителям, которые по результатам рассмотрения этих материалов должны принять письменные решения о применении санкций к налогоплательщику, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». О принятии акта документальной проверки предприятия делается отметка на последней странице акта проверки: «Акт документальной проверки принят», указывается дата и ставится подпись лица, принявшего акт документальной проверки.

Акты документальных проверок предприятий хранятся в архиве Государственной налоговой инспекции 10 лет.



Adblock detector