Проверка предприятий с иностранными инвестициями

В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской федерации от 10.07.92 г. "О внесении изменений в постановления Верховного Совета Российской Федерации по вопросам налогообложения" по предприятиям с иностранными инвестициями, занятым в сфере материального производства, которые зарегистрированы в установленном порядке до 1 января 1992 г., сохраняется ранее установленная льгота по освобождению их от уплаты налога на прибыль в течение первых двух лет (по созданным в Дальневосточном экономическом районе - в течение первых трех лет) с начала получения ими первой балансовой прибыли.
Одним из вопросов налогообложения прибыли предприятий с иностранными инвестициями является правомочность получения ими ранее установленной льготы.
Следует иметь в виду, что в соответствии с Инструкцией Минфина РСФСР от 14.10.91 г. N 16/315В "Об особенностях налогообложения прибыли совместных предприятий с участием иностранных инвесторов и доходов, получаемых участниками этих предприятий в результате распределения прибыли на территории РСФСР в 1991 году" от уплаты налога на прибыль освобождались предприятия с долей иностранного участника в уставном фонде более 30 процентов, осуществляющие деятельность в сфере материального производства, в течение первых двух лет (созданные в Дальневосточном экономическом районе - в течение первых трех лет) с момента получения ими балансовой прибыли, за исключением предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых и рыболовством.
При этом понимается, что правом на льготу могут пользоваться только те предприятия, у которых доля выручки, полученная от осуществления деятельности в сфере материального производства, составляет более 50 процентов всей выручки. В случае изменения этого соотношения в сторону уменьшения доли дохода от деятельности в сфере материального производства в течение льготного периода действие льготы прекращается.
Для применения настоящей льготы совместное предприятие должно вести раздельный учет доходов по видам деятельности.
Отнесение видов деятельности совместных предприятий к материальной сфере производится на основании положений "Общесоюзного классификатора. Отрасли народного хозяйства" 175018. Конкретные вопросы, связанные с отнесением деятельности совместного предприятия к отраслям материального производства, согласовываются с местными налоговыми органами.
Особое внимание следует уделить правильности оценки долей участников предприятия с иностранными инвестициями, которая производится по соотношению средств, фактически внесенных в счет вкладов в уставный фонд, по состоянию на 1 января года, следующего за годом начала хозяйственной деятельности предприятия. При этом у предприятий, зарегистрированных до 01.11.90 г., вклад иностранного участника в иностранной валюте пересчитывается в рубли по официальному валютному курсу, зарегистрированных позднее 01.11.90 г. - по коммерческому курсу, исчисленному на день регистрации предприятия.
Наряду с валютными средствами иностранный участник имеет право вносить в качестве вклада в уставный фонд оборудование и другое имущество, а также нематериальные активы.

В качестве основания для оценки материальных ценностей следует принимать первичные документы (счета, товарно-транспортные накладные, инвойсы и т.п.). Следует иметь в виду, что в ряде стран с покупателя взимается НДС, который показывается в счете отдельной строкой, а при вывозе товара за границу сумма НДС возвращается покупателю. Поэтому при оценке долей участников в уставном фонде сумма НДС из общей суммы исключается.
Особое внимание следует уделить правильности учета в уставном фонде нематериальных активов: "ноу-хау", права на промышленную и интеллектуальную собственность (на изобретения, промышленные образцы, торговые знаки, авторские права и т.д.).
Включение "ноу-хау" и других нематериальных активов в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями осуществляется на основании соглашения сторон, в котором оговариваются порядок, условия и сроки передачи документации, ее объем, стоимость и т.п. При этом "ноу-хау" должно быть принято на баланс в виде конкретного документа с составлением в установленном порядке акта приема-передачи.
Если предприятие с иностранными инвестициями имеет филиалы и другие аналогичные подразделения, то определение доли выручки от деятельности в сфере материального производства следует производить по предприятию в целом. Отдельно от головного предприятия льгота по освобождению от налогообложения прибыли филиалам не предоставляется.
Предприятия с иностранными инвестициями уплачивают налог на прибыль в безналичном порядке в рублях или в иностранной валюте. В соответствии с письмом Госналогслужбы Российской Федерации от 20.04.92 г. N ИЛ-6-06/123 налоговые платежи в свободно конвертируемой валюте зачисляются на единый балансовый счет N 7419000001, открытый на имя Госналогслужбы Российской Федерации в Банке внешней торговли Российской Федерации (г. Москва). На указанный счет не могут зачисляться суммы налоговых платежей в иностранной валюте с блокируемых счетов во Внешэкономбанке СССР, кроме случаев осуществления платежей через третьи страны.
Доходы иностранных участников предприятий с иностранными инвестициями, получаемые в результате распределения прибыли, облагаются налогом по ставке 15 процентов, если иное
не предусмотрено международным договором между Российской Федерацией (СССР) и государством, в котором иностранный участник имеет постоянное местопребывание. Следует иметь в виду, что если ранее налог с иностранного участника взимался только при переводе суммы дохода за границу, то по ныне существующему порядку налог удерживается сразу при выплате дохода. Ответственность за удержание и перечисление налога в бюджет несет предприятие с иностранными инвестициями, выплачивающее доход.
Предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие свою деятельность на территории свободных экономических зон (СЭЗ), имеют особый правовой режим и условия хозяйствования. Согласно п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 04.06.92 г. N 548 "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации" порядок их налогообложения на территории СЭЗ до принятия Закона Российской Федерации "О свободных экономических зонах Российской Федерации" определяется Законом Российской Федерации "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и положениями о СЭЗ.