Государственная регистрация права собственности на жилое помещение


31 января 1998 г. вступил в силу Федеральный Закон РФ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – Закон)1. Со вступлением Закона в силу введена единая процедура регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним вне зависимости от вида недвижимости и субъекта Федерации, на территории которого она находится. Ведется работа по созданию Единого государственного реестра прав. Все это в конечном счете позволит сделать рынок недвижимости Росии прозрачным, во многом подрубить корни преступности и мошенничества в сфере оборота недвижимого имущества.
Вступление закона в силу означает, что права собственности на недвижимое имущество, а в нашем случае на жилые помещения, по сделкам или в результате строительной деятельности субъектов возникают только после их государственной регистрации. Отсюда следует, что право собственности на жилое помещение не может существовать без его государственной регистрации.
Принятие закона было предусмотрено гражданским кодексом РФ. Так статьи Гражданского кодекса, посвященные недвижимому имуществу, содержат указание на обязательность государственной регистрации прав на это имущество с сделок с ним.
Согласно Закону, государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского Кодекса РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – государственная регистрация прав) – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Государственную регистрацию прав осуществляют специально созданные для этого государственные органы. В г. Костроме и Костромской области государственная регистрация осуществляется учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним - Костромским областным регистрационным центром, который начал свою работу с 1 января 1999 года.
Проведенная государственная регистрация удостоверяется Свидетельством о государственной регистрации1 прав и посредством совершения специальной регистрационной надписи2 на документе, выражающем содержание сделки. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
В Костромском областном регистрационном центре разработаны инструкции, в соответствии с которыми осуществляется государственная регистрация прав, в том числе и Инструкция “О порядке государственной регистрации прав на жилые помещения и сделок с ними в Костромском областном регистрационном центре”3, утвержденная приказом Главного государственного регистратора прав на недвижимое имущество и сделок с ним Костромской области № 105 от 27 мая 1999 г. Инструкция разработана на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального Закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, Постановления Правительства РФ от 18.02.98 № 219 “Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.
Согласно данной Инструкции государственной регистрации подлежат право собственности на жилые помещения, хозяйственного ведения и оперативного управления.
Для того, чтобы зарегистрировать право на жилое помещение, в регистрационный центр необходимо предоставить следующие документы:
§ Заявление о государственной регистрации права4.
§ Удостоверение личности для физических лиц. Учредительные и иные документы, содержащие необходимые сведения о юридическом лице.
§ Документ о внесении платы за государственную регистрацию права.
§ Правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности. Если объект находится в хозяйственном ведении или оперативном управлении, необходимо представить документы, подтвердающие данные права.
§ Справка БТИ с технической характеристикой жилого помещения.
В случае совершения сделки с жилым помещением, сторона отчуждающая недвижимое имущество предоставляет:
§ Заявление о государственной регистрации сделки.
§ Удостоверение личности для физических лиц. Учредительные и иные документы, содержащие необходимые сведения о юридическом лице.
§ Документ о внесении платы за государственную регистрацию сделки.
§ Правоустанавливаищий документ на жилое помещение, подтверждающий право собственности. Если объект находится в хозяйственном ведении или оперативном управлении, согласие собственника на совершение сделки.
§ Свидетельство о государственной регистрации прав в КОРЦ, если право было ранее зарегистрировано.
§ Проект договора отчуждения (дарения, купли-продажи, мены) жилого помещения1.
§ Справка БТИ (бюро технической инвентаризации), с технической характеристикой жилого помещения2.
§ Справка из ЖЭУ (ЖСК), выписка из домовой книги (домовая книга), содержащая сведения о лицах, имеющих право пользования данным жилым помещением.
§ Нотариально заверенное согласие супруга на сделку, если жилое помещение находится в совместной собственности.
§ Справка из налоговой инспекции об отсутствии задолженности по уплате налогов.
§ Согласие органов опеки и попечительства на совершение сделки, если несовершеннолетний ребенок, лицо, находящееся под опекой или попечением, является собственником отчуждаемого жилого помещения, либо членом семьи собственника, проживающего в данном помещении.
§ Если объект сделки находится в общей долевой собственности необходимо предоставить отказ от права преимущественной покупки отчуждаемой доли и согласия на регистрацию права (перехода права) собственности (оформляется при подаче документов на государственную регистрацию в КОРЦ или должно быть нотариально удостоверено).
Приобретающая сторона представляет нотариально удостовереннное согласие супруга на приобретение жилого помещения.
Доверенные лица сторон сделки предоставляют документы, подтверждающие их полномочия и документы, удостоверяющие личность.
Лицо, обратившееся за государственной регистрацией права собствености на жилое помещение пишет заявление на государственную регистацию данного права и сдает документы помощнику государственного регистратора прав в зале приема документов центра. Помощник регистратора прав проверяет текст заявления, содержание правоустанавливающих и иных документов, необходимых для государственной регистрации.
На основании заявления и представленных документов, помощник регистратора устанавливает размер платы за государственную регистрацию. Затем он составляет опись документов, полученных им на государственную регистрацию, с указанием даты получения, которая подписывается заявителем и помощником. Опись должна быть составлена в двух экземплярах, один из которых выдается заявителю. Копия включается в дело.
В тот же день по описи и под роспись в книге учета входящих документов дело передается государственному регистратору прав, который непосредственно занимается государственной регистрацией. Порядок государственной регистрации прав на жилые помещения включает в себя:
§ правовую экспертизу документов, а также проверку законности сделки;
§ внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при отсутствии оснований для приоставления или отказа в государственной регистрации прав;
§ удостоверение проведенной государственной регистрации путем совершения специальных регистрационных надписей на правоустанавливающих документах и выдачи Свидетельств о произведенной государственной регистрации прав.
Закон устанавлиает предельный срок для проведения государственной регистрации прав – календарный месяц. В соответствии со ст. 191 и 192 ГК РФ течение месяца начинается на следующий день после приема документов на государственную регистрацию и истекает в соответствующее число следующего месяца. Если окончание срока приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, срок истекает в последний день этого месяца. При подаче неполного комплекта документов, необходимых для государственной регистрации, течение срока не начинается.
В течение месяца должностное лицо учреждения юстиции обязано осуществить государственную регистрацию либо принять решение о приостановлении регистрации на дополнительный срок или в отказе от регистрации. Если заявитель извещен о необходимости представления дополнительного доказательства его права и не имеет возможности представить их в течение месяца, он в праве подать заявление о приостановлении регистрации, при этом течение месячного срока прерывается.
По истечении месяца заявитель приходит в КОРЦ с копией описи документов, сданных на государственную регистрацию прав и предъявляет ее помощнику регистратора, занятому выдачей Свидетельств и зарегистрированных документов. Помощник выдает заявителю документы под роспись в журнале выдачи документов.