Расходы региональных бюджетов

3.Расходы региональных бюджетов

Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части региональных бюджетов. Определяющее направление деятельности регио-нальных органов власти - это разработка и осуществление планов экономического и соци-ального развития на подведомственной им территории. Возрастание расходов связано с по-вышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.
Следует отметить, что структура расходов отдельных видов региональных бюджетов не одинакова и зависит от объема местного хозяйства и подведомственности его региональ-ным органам различного уровня. Так, областным и городским органам власти подчинена по-давляющая часть предприятий жилищно-бытового хозяйства, поэтому удельный вес ассигно-ваний на эти категории в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же районных, поселковых и сельских органов находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финан-сирование социально-культурных мероприятий.
В настоящее время одним из главных направлений использования финансовых ресур-сов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов. Потому, что на протяжении десятилетий господ-ства в нашей стране командной экономики осуществлялось беспрецедентное по своим мас-штабам перераспределение национального дохода. По этой причине регионы, бюджетно обеспеченные выше среднего уровня, оказались в этих относительно благоприятных услови-ях во многом благодаря многолетнему перераспределению национального дохода в их поль-зу, соответственно, в ущерб другим регионам.
Территориальным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и, в первую очередь, учреждения народного образования и здраво-охранения. Поэтому спецификой расходов территориальных бюджетов является значитель-ное преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия. Если в краевых, областных и городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах - от 60 до80%.
В расходах территориальных бюджетов на социально-культурные мероприятия наи-более быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что свя-зано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц. Положение еще более осложняется тем, что практически несопоставима социальная инфраструктура регионов, неравномерно распреде-ляются расходы на финансирование ведомственной социальной сферы, переданной на ба-ланс субъектов Федерации и т.п. Различны и расходы бюджетов регионов на содержание со-циальных объектов, имеющих межрегиональное значение.
Развитие урбанизации появляется в ускоренных темпах роста расходов территориаль-ных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширение жилищно - коммунальные строительства, повышение стоимости основных фондов коммунального хо-зяйства и уровня его технического оснащения. Рост территории населенных пунктов ведет к удлинению коммуникаций, увеличению эксплуатационных расходов. Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, - также важный фактор роста расходов территориальных бюджетов. Однако даже в натуральном виде практически невозможно определить, какая минимальная дотация на жилкомхоз должна выделяться в расчете на душу населения по всей территории России. Например объем «минимального со-циального стандарта» в области услуг жилищно-коммунального хозяйства в небоскребах Мо-сквы и в одноэтажных строениях Северной Осетии объективно различен. Соответственно, различна и потре
бность минимальных расходов государства в форме эксплутационных рас-ходов на коммунальное хозяйство. Одним из выводов по решению данного вопроса, является неудовлетворенность системой бюджетного выравнивания расходов на социальные пробле-мы и дотации бюджетам субъектов Федерации, основной идеей которой являются расходы на душу населения. Таким образом, попытки определить единый минимальный социальный стандарт для всей территории России упираются в необходимость в значительной мере кор-ректировать его применительно к каждому региону в отдельности.
Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и био-логической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение числа городов и город-ского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в свою оче-редь, увеличение затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей сре-ды. Поэтому одной из постоянно возрастающих статей расходов территориальных бюджетов являются ассигнование на охрану окружающей среды.
До недавнего времени почти все финансирования охраны окружающей среды произ-водилось за счет средств ведомств и предприятий. Но с переходом предприятий и организа-ций на самоокупаемость наблюдается тенденция к снижению участия предприятий в приро-доохранных мероприятиях, так как это ведет к удорожанию продукции и ухудшению их фи-нансового состояния. Кроме того, следует отметить, что ведомственное финансирование ох-раны окружающей среды зачастую недостаточно эффективно, поскольку мероприятия не все-гда скоординированы, а средства распыляются.
В этих условиях возрастает роль бюджетного финансирования, в том числе за счет территориальных бюджетов. Все в большей степени по каналам этих бюджетов будут финан-сироваться мероприятия по развитию систем водоснабжения и канализации, мусороперера-ботке и захоронению бытовых отходов, защите водных, лесных, земельных ресурсов от ре-зультатов хозяйственной деятельности.
Одной из актуальных проблем является улучшение благоустройства наших городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии действующих в го-родах служб, которые нередко создают видимость работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из городских бюджетов незаработанные средства. Целесообраз-но разбить городские территории на участки и сдавать подряды на их обслуживание на кон-курсной основе между городскими специализированными организациями по благоустройст-ву, жековскими организациями, кооперативами. Конкурсность и состязательность между ни-ми не только будут содействовать экономии средств, но и повысят качество работ по город-скому благоустройству.
Можно заметить, что только в субъектах Федерации есть достаточно информации для определения приоритетных направлений расходов, которые не могут и не должны регламен-тироваться из центра. Таким образом, нормативы, разработанные на основе методик мини-стерств и ведомств, должны носить рекомендательный характер, а конкретные направления расходов находятся в полной компетенции регионов.
Тут же нужно отметить, что расходы бюджетов субъектов Федерации зачастую ис-пользуются не по назначению, это касается в первую очередь федеральных средств. Так, фе-деральные средства вместо использования на финансирование досрочного завоза направля-ются на выплату заработной платы, уплату налогов и других обязательных платежей, пога-шение ранее возникших долгов, приобретение квартир, легковых автомобилей и другой тех-ники, строительство жилья, заготовку сырья и материалов. Учтено что за пять месяцев теку-щего года, в одном из бюджетов вскрыты факты нецелевого и незаконного использования 34,9 млрд. руб., из 91,2 млрд. руб., полученных из федерального бюджета
Важно заметить, что первоочередным критерием для нормирования расходов регио-нальных бюджетов должно стать исполнение действующих законодательных актов. Если оп-ределенные отношения, требующие дополнительных затрат бюджетов субъектов Федерации, законодательно не регламентированы, они могут регулироваться едиными для всех регионов подзаконными актами федеральных министерств и ведомств.