Экономическое содержание системы расходов бюджета

1.Экономическое содержание системы расходов бюджета.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качест-венная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить на-значение бюджетных расходов, количественная- их величину.
Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого го-сударства на определенном этапе социально-экономического развития.
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни обще-ства их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов суще-ствуют несколько признаков классификации расходов бюджета.
В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс рас-ширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.
Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим ли-цам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и во-енного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии ниже-стоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные плате-жи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти рас-ходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете те-кущих расходов и доходов.
Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложе-нием в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосроч-ные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам вла-сти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государ-ства.
Важный признак классификации расходов бюджета- предметный.
При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выде-ляются следующие группы расходов:
1. финансирование промышленного производства;
2. финансирование социально-культурных мероприятий;
3. финансирование науки;
4. финансирование обороны;
5. содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
6. расходы по внешнеэкономической деятельности;
7. создание резервных фондов;
8. расходы по обслуживанию государственного долга;
9. прочие расходы и выплаты.
Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Допол-нительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приори-тетных общегосударственных программ. Так, в Российской Федерации самостоятельно в рас-ходах республиканского бюджета отражаются расходы на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора экономики, расходы по ликвидации последствий ядер-ного взрыва в Челябинской области и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, расходы на государственную программу развития экономики и культуры малочисленных на-родов Севера, расходы на программу развития гражданской авиации, расходы на Российскую государственную космическую программу и др. Выделение средств по отдельным видам це-левых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использо-вании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти.