Методы предоставления средств из бюджета


Система расходов федерального бюджета учитывает все общегосударственные потреб-ности финансирования которых является исключительной прирегативой государства.
Расходы, производимые государством в сфере материального производства, жилищно-коммунальном хозяйстве относятся к расходам на финансирование народного хозяйства.
Бюджетные средства предоставляют министерством, ведомства и предприятиям на затраты по расширению производства, на обеспечение простого воспроизводства, на опера-ционные и прочие расходы.
Расходы на финансирование народного хозяйства планируются по министерствам, ведомствам и предприятиям и одновременно предусматриваются по целевому назначению.
Основная часть бюджетных средств выделяется приоритетным отраслям народного хозяйства, к которым относятся топливная промышленность, энергетика, сельское хозяйство и транспорт. Кроме того, часть расходов в процессе их планирования и финансирования выделяются в специальные группы. Появление таких расходов, как правило, связано с раз-работкой государством целевых программ. Наиболее крупной группой таких расходов явля-ются затраты на финансирование конверсии военного производства и воспроизводство ми-нерально-сырьевой базы.
Второй по значению и первой по размеру статьей расходов бюджета на финансирова-ние народного хозяйства является выплата различных видов дотаций предприятиям.
Необходимое существование финансовой помощи вытекает из сохранения государст-венного регулирования цен, сохраняются дотации на отдельные виды энергоресурсов и продовольственных товаров, а также отдельным отраслям, нерентабельность которых яви-лась результатом использования регулируемых цен и тарифов, это жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт.
Постепенный отпуск цен на энергоресурсы дотируемые из бюджета, позволяет сни-жать долю бюджетных средств, направляемых на возмещение разницы в ценах. Выделение дотации товаропроизводителям, жестко увязывается с государственным урегулированием механизма ценообразования.
Основные типы бюджетных дотаций:
· угольная промышленность, дотируется разница в ценах и отчисления на НИОКР;
· выплата разницы на топливо отпускаемое населению (газовая промышленность);
· жилищно-коммунальное хозяйство;
· транспортные организации.
На финансирование производства направляется около 20% расходов бюджета, основ-ной объем занимают дотации и инвестиционные кредиты на конкурсной основе.
Наряду с безвозмездным бюджетным финансированием в настоящее время начало раз-виваться кредитование предприятий посредством выдачи бюджетных ссуд.
Бюджетные ссуды занимают промежуточное положение между кредитами коммерче-ских банков и бюджетными ассигнованиями. С одной стороны эти ссуды выдаются с усло-вием возвратности и в ряде случаев они бывают платными, а с другой стороны, проценты по этим ссудам либо не взимаются, либо значительно ниже, чем кредиты банков. Выдаются та-кие ссуды в основном по специальным распоряжениям Правительства Р.Ф. на выполнение целевых программ развития.
Другое направление расходования это привлечение иностранных инвестиций, но в современных условиях этот процесс затруднен, в связи с экономической нестабильностью и несовершенством налогового законодательства.
Бюджетные ассигнования направляются на решение узкого круга задач общегосударст-венного значения, реализацию которых невозможно обеспечить за счет других источников финансирования. Финансовые ресурсы концентрируются на вводе крупнейших мощностей и объектов определяющих решение основных социально-экономических задач и позволяющих предупредить опасные последствия кризиса в социальной сфере и спада производства про-мышленной продукции необходимой для жизнеобеспечения экономики более 40% бюджет-ных ассигнований направляются на обеспечение социальных программ, включая программу - жилья, развития культуры и здравоохранения.
Общая сумма дотаций в 1996 г. Определена в 28300 млрд. руб., или 57% всех расходов на народное хозяйство.
Учитывая динамику развития таких статей расходов бюджета как:
n промышленность, энергетика и строительство, я заметил что их доля в расхо-дах бюджета 1997 г. по проекту уменьшилась на 6841 млрд. руб., по сравнению с расхода-ми 1996 г. которые составили 49509,6 млрд. руб., что составило 2,15% в доле ВВП, по сравнению с 1,58% в доле ВВП на 1997 год;
n транспорт, связь и информатика, расходы этой статьи бюджета увеличились с 956,1 млрд. руб., в 1996г. до 1077,7 млрд. руб., в 1997 г. что увеличило долю в общем объ-еме расходов на 0,01%, в основном это произошло, я считаю, по причине увеличения роли государственной программы развития космических и авиационных технологий;
n предупреждение и ликвидация стихийных бедствий и чрезвычайных происше-ствий, расходы этой статьи выросли с 5798.4 млрд. руб., в 1996 г. до 7690 млрд. руб., в 1997 г. что увеличило удельный вес в общем объеме расходов бюджета на 0,01%, и удель-ный вес расходов к ВВП 1997 г. на 0,03% по отношению к 1996 году.
Развитие агропромышленного комплекса приоритетное направление экономики любо-го типа, в последние годы в связи с либерализацией цен и ужесточением кредитной полити-ки, произошло ухудшение финансового положения агропромышленного комплекса. Были приостановлены процессы укрепления материально-технической базы, поддержания плодо-родия почв, развития социальной инфраструктуры на селе. Поэтому были приняты решения направленные на увеличение государственной поддержки агропромышленного комплекса, основными положениями бюджетной поддержки АПК являются:
· финансирование проведения земельной реформы;
· финансирование поддержки развития фермерства;
· создание рыночных отношений в агропромышленном комплексе;
· поддержка социальной инфраструктуры села;
· мелиорация земель и поддержание мелиоративных систем;
· улучшение земель связанное с повышением плодородия;
· поддержка развития местных баз строительной индустрии и строительных мате-риалов;
· строительство и реконструкция предприятий пищевой и перерабатывающей про-мышленности;
· финансовая помощь по землеустройству.
Государственную поддержку селу предполагается обеспечивать, через проведение льготной налоговой политики для агропромышленного комплекса. Сохраняется датирование из бюджета средств направленных на капитальные вложения и средств производства, как способа регулирования розничных цен на сельскохозяйственную продукцию, при этом дати-рование осуществляется на конечной стадии производственного цикла.
Осуществление мероприятий по агропромышленному комплексу зависит от социаль-но-экономических условий складывающихся в различных регионах России, действенности контроля местной администрации за проведение земельной реформы и эффективного ис-пользования выделенных средств.
Анализируя расходы федерального бюджета, я заметил что расходы на сельское хозяй-ство и рыболовство уменьшились с 14484 млрд. руб., в 1996 г. до 9487 млрд. руб., в 1997 го-ду. Отсюда можно заметить, что удельный вес расходов в ВВП в 1997 г. уменьшился на 0,28%, и доля расходов по этой статье в 1996 году составила 4,8%, что более чем в два раза выше расходов 1997 года которые составят 2,2%.