Расходы на социально-культурные мероприятия

Расходы на социально-культурные мероприятия связаны с выполнением государ-ством его социальных функций.
Эти средства подразделяются на следующие основные группы:
· народное образование и профессиональная подготовка кадров;
· культура, искусство и средства массовой информации;
· здравоохранение;
· физическая культура и спорт;
· социальное обеспечение (включая средства, передаваемые в Пенсионный фонд Р.Ф.).
Расходы на социально-культурные мероприятия определяются на основе принципов сметного порядка планирования. Финансируются эти расходы по конкретным мероприятиям и видам затрат. Объем расходов определяется на основе взаимосвязанных друг с другом смет, разрабатываемых в учреждениях непроизводственной сферы и расчетов ассигнований, со-ставляемых в финансовых органах. В основу расчетов кладутся показатели деятельности уч-реждений, характеризующие обслуживающие контингенты (количество учащихся, учетных групп, классов, число коек, проведенных операций и т.д.). При этом учитывается время функционирования в течение года. Эти показатели служат расчетными единицами. Денеж-ный расход на расчетную единицу устанавливается по норме, обеспечивающей функциони-рование и развитие бюджетного учреждения.
Основной принцип расходования бюджетных средств - строгое их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе расходовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой.
Составным элементом планирования и финансирования расходов на социально-культурные мероприятия является денежная норма расхода, выраженная в определенной сумме денежных средств, мера удовлетворения конкретной потребности.
В современных условиях все большее значение приобретают укрупненные нормы рас-ходов, охватывающие все виды затрат учреждений социально-культурной сферы. Использо-вание таких норм позволяет ориентировать работу этих учреждений на достижение конеч-ных результатов: обучение детей, подготовку специалистов, оказание помощи больным. Кро-ме того, применение укрупненных норм расширяет самостоятельность учреждений по ис-пользованию бюджетных средств на различные направления расходов и повышает их заин-тересованность в рациональном и законном использовании ресурсов.
Бюджетные нормы подвергаются изменениям под влиянием многих факторов. Увели-чение норм связано с изменением системы цен и тарифов, ростом заработной платы в на-родном хозяйстве, с появлением дополнительных возможностей по финансированию расхо-дов в местных бюджетах.
В соответствии с законодательством Р.Ф. сфера образования признана приоритетной.
Компетенцией субъектов федерации является формирование их бюджетов в части рас-ходов на образование и установление региональных нормативов финансирования образова-ния. В компетенции местных органов самоуправления находится формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие нормативов местного фи-нансирования образования.
Схема финансирования государственного и муниципального образовательного учреж-дения определяется типовым положением о типе и виде общеобразовательного учреждения. Нормативы финансирования негосударственных учреждений не могут быть ниже аналогич-ных государственных, расположенных на данной территории. Могут привлекаться дополни-тельные финансовые ресурсы за счет предоставления платных услуг. Такое привлечение не ведет к снижению нормативов и размеров финансирования из бюджета учредителя. Деятель-ность образовательного учреждения в рамках оказания платных услуг не относится к пред-принимательской, так как эти услуги не могут быть оказаны в замен основной деятельности. Образовательные учреждения вправе вести предпринимательскую деятельность: по сдаче в аренду имущества, по торговле оборудованием, по оказанию посреднических услуг, по доле-вому участию в деятельности других учреждений, по приобретению ценных бумаг и доходов по ним, по ведению других операций приносящих доход.
Расходы бюджетной системы на образование и профессиональную подготовку кадров включают затраты на детские дошкольные учреждения, детские дома, профтехучилища, средние-специальные и высшие учебные заведения, а также курсовые мероприятия и инсти-туты повышения квалификации.
Расходы бюджетной системы на социальное обеспечение включает в себя: выплату го-сударственных пенсий по старости, пенсии и пособия военнослужащим срочной службы и их семьям, пособия на детей до 6 лет, пособия одиноким матерям и другие.
Государственное управление финансового пенсионного обеспечения осуществляет пенсионный фонд Р.Ф. являющийся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, денежные средства которого находятся в государственной собственности Р.Ф.
Значительная сумма расходов бюджета направляется на содержание домов интерна-тов, содержание престарелых инвалидов, врачебно-трудовые экспертизы, протезирование и другие мероприятия. Предусматривается реализация целевых программ «дети инвалиды», «дети сироты», планирование семей помимо бюджетных ассигнований, на эти цели в соци-альной сфере существует ряд внебюджетных фондов: пенсионный фонд, фонд социального страхования, государственный фонд занятости населения, федеральный фонд социальной поддержки населения, кроме того предусматривается дополнение адресных бюджетных ас-сигнований федерального бюджета ресурсами территориальных бюджетов.