Построение индивидуального имиджа

Стратегически построение индивидуального имиджа может быть представлено в следующем виде:
1. Включить в имидж легко распознаваемые символы, указывающие принадлежность субъекта к социальной группе.
2. Реализовать личностные характеристики субъекта таким образом, чтобы он рассматривался как близкий нам человек (понятия «свой—чужой»). В данном случае должны быть использованы характеристики наиболее понятные и простые для целевой аудитории (хороший семьянин, любит животных, увлекается спортом и т. д.). Такое позиционирование субъекта вызывает доверие к нему со стороны аудитории и облегчает социальное влияние посредством имиджа.
3. «Вписать» созданный имидж в существующее у аудитории представление о той роли, в которой субъект предстает перед ней (лидера политической партии, директора, главы концерна и т. д.). На основании выбранной роли отбираются объективные характеристики, которые соответствуют этой идеализации, а затем происходит реализация этих характеристик в конкретных символах. Скажем, в нашем восприятии директор, как правило, — компетентный, профессиональный, имеющий опыт руководства.18
Во взаимодействии с партнером или аудиторией может быть использована либо «приспособительная» стратегия, либо «атакующая». Атакующий имидж представляет собой навязывание своих норм и стереотипов партнеру как необходимое средство для достижения целей. Атакующий тип имиджа предпочтительнее в следующих ситуациях:
• если необходимо быстро достичь цели построения имиджа под конкретного человека, даже ценой риска;
• риск неудачи снижен благодаря наличию запасных вариантов;
• партнер переживает кризис и ищет рецептов решения своих проблем;
• обнаружена явная симпатия партнера к клиенту;
• партнер подчеркивает секс-символы в своем поведении, при том что клиент и партнер являются лицами разного пола.
Приспособительный имидж, основанный на стратегии приспособления, направлен на сознательное или бессознательное соответствие ожиданиям партнера и взаимодействие типа «Я—Я» и «Мы». При построении приспособительного имиджа необходимо учитывать следующее:
• он должен быть удобен для носителя;
• не следует при его построении использовать ложные высказывания о несуществующих фактах и симулировать нехарактерные для клиента реакции;
• необходимо заранее решить, какой реальный недостаток можно открыть партнеру с минимальным риском для его симпатии к клиенту и выделить несколько элементов, неясных для партнера, чтобы спровоцировать его любопытство.