Исследование неофициальной коммуникации

Исследование неофициальной коммуникации — одна из задач специалиста по связям с общественностью, для решения которой, просто по самому определению, нет формальных рецептов. Несколько важнейших приемов перечислены ниже:
• выявление неформальной коммуникационной сети;
• выявление наполняющих информационное поле организации слухов, искажений команд, негативных стереотипов, клише, ярлыков;
• выявление сотрудников, являющихся неформальными лидерами, путей наилучшего использования их энергии и творческого потенциала (устранение неформальных лидеров и разрушение неформальных групп допустимо только как крайняя мера, если их деятельность наносит прямой и очевидный ущерб служебным интересам и это негативное воздействие неформальных отношений не преодолеть иными путями);
• использование внутренних каналов связи (внутренние теле- и радиосети, многотиражная печать, «доски объявлений», настенные и электронные, выпуск брошюр, буклетов, календарей, сувениров с логотипом и тому подобное);
• выяснение того, насколько руководители знакомы с внеслужебными потребностями и интересами сотрудников, налаживание каналов подобного информирования;
• создание новых и оптимизация имеющихся форм повышения квалификации и служебного роста (семинары, конференции, кратко- и среднесрочные стажировки, совещания по обмену опытом, формирование резерва сотрудников на руководящие должности, причем вхождение в резерв не должно быть формальным, входящие в резерв для пополнения вакансий в среднем и высшем звене управления молодые ответственные сотрудники должны направляться на учебу, привлекаться к решению серьезных проблем, замещать временно отсутствующих руководителей);
• организация различных способов неформального общения (культурно-массовые мероприятия, выезды на природу, беседы за чашкой чая, в ходе которых возможно общение, минующее служебные барьеры).23
Установление реальных неофициальных каналов общественного мнения внутри корпорации, неформальных групп и их лидеров поможет использовать все каналы и связи для роста эффективности управления. Нередко неформальная коммуникация, хотя для нее и весьма характерен эффект «испорченного телефона», более надежна, происходит с меньшими информационными потерями, так как все «инстанции» знакомы друг с другом.
В отличие от журналиста, занятого преимущественно описанием события, специалист по связям с общественностью анализирует и синтезирует различные сведения, предлагая не столько новости, сколько обработанную информационную продукцию.