Лоббирование интересов фирмы

Лоббирование можно рассматривать как способ реакции бизнеса на общественные проблемы, ответ деловых кругов на те или иные властные действия, ущемляющие их интересы.27 Сведем многообразие способов защитной реакции бизнеса на увеличение налогов, ужесточение для нанимателей норм трудового, социального или экологического законодательства к четырехчленной схеме:
1) игнорирование;
2) позиционирование частными компаниями себя как жертв обстоятельств;
3) стремление со стороны частного сектора, прежде всего крупных монополий, убедить власти в том, что повышение налогов, ужесточение контроля над деятельностью корпораций, активная социальная политика и защита государством прав не хозяина, а наемного работника — это нарушение священных принципов рынка и частной собственности;
4) выполнение принятых норм или достижение льгот и преференций для отдельных фирм путем грязного лоббирования.28