Взаимодействие с потенциальными инвесторами и специфика оформления финансового отчета

Перечислим целевые аудитории, на которые должна быть направлена деятельность по связям с инвесторами:
• биржи;
• члены союзов и обществ, работающих с ценными бумагами, их директора, ведущие сотрудники, эксперты;
• агентства по бизнес-консалтингу, занимающиеся анализом рынка ценных бумаг;
• брокерские компании и независимые брокеры;
• инвестиционные банки, инвестиционные фонды;
• коммерческие банки;
• страховые компании, социальные фонды, общества взаимопомощи;
• финансовые и деловые издания;
• финансовые обозреватели (сотрудники специализированных изданий и финансовые обозреватели массовых изданий).4
Можно выделить две стороны работы по связям с инвесторами. С одной стороны, это работа с существующими и потенциальными неинституционализированными инвесторами — мелкими вкладчиками. Важнейшей формой взаимодействия с мелкими вкладчиками является проведение ежегодного собрания акционеров.
Другая целевая аудитория — это профессионалы, занятые в финансово-инвестиционном секторе. При работе с последними необходим предельно высокий уровень ответственности. Специалистам по связям с инвесторами необходимо наладить тесный контакт с финансово-аналитическими службами фирмы. Возможным решением этой проблемы является подчинение СО-отдела и финансово-аналитической службы корпорации одному вице-президенту.
Серьезные знания в области экономики и финансов, обязательное умение грамотно использовать информацию, которую предоставили финансовые аналитики, — одно из профессиональных требований к социальному инженеру, работающему на частную фирму. Специалист в области связей с инвесторами должен помнить, что факторы, обусловливающие поведение инвесторов, сводятся к трем агрегированным группам:
• макроэкономические — общая финансово-экономическая ситуация, характер взаимодействия реального сектора и инвестиционных структур;
• государственно-регулируемые — нормативные документы, регулирующие инвестиционную, финансовую, банковскую деятельность;
• микроэкономические — ситуация в самой компании, ситуация в банках, фондах, фирмах, являющихся потенциальными инвесторами.5
Потенциальных инвесторов в первую очередь интересуют следующие аспекты деятельности компании:
• риски в деятельности компании;
• профессиональные качества руководителя (квалификация, опыт, предыдущие успехи и неудачи, личностные характеристики);
• технологический уровень;
• поставщики и потребители;
• прогноз маркетинговой ситуации;
• отношения с властью;
• репутация в банковских кругах.6
К наиболее вероятным факторам, которые могут оттолкнуть инвестора, как мелкого вкладчика, так и крупный банк, относятся риск ликвидности, процентный риск, кредитный риск, рыночный риск, форс-мажорные (непредвиденные) обстоятельства. Риск ликвидности — утрата возможности быстро превратить активы, имущество и ценные бумаги в денежную форму или быстро привлечь дополнительные финансовые ресурсы. Процентный риск — колебания ставки банковского процента. Кредитный риск — возможность невыполнения заемщиками своих обязательств. Рыночный риск — возможность обесценения ценных бумаг.
При предоставлении информации для профессионалов (руководители, специалисты, эксперты, работающие в инвестиционно-финансовых учреждениях и в профессиональных изданиях) можно воспользоваться рекомендацией известного испанского специалиста по связям с общественностью X. Д. Баркеро Кабреро: «...Надо предоставлять информацию, но избегать делать выводы. Это работа аналитиков, и было бы неделикатно предвосхищать их. Если дана полностью правильная информация, результат всегда будет положительным»28. Разумеется, в этом высказывании есть доля преувеличения, но следует помнить о том, что лучше горькая правда, чем первая же вскрывшаяся ложь: «Очевидно, что любая предоставленная информация должна соответствовать сведениям, имеющимся у банков, с которыми предприятие постоянно работает».7