Социально-психологические аспекты конструирования имиджа фирмы

В имидже корпорации выделяют четыре компонента:
1) имидж товара— насколько качественные и необходимые товары она производит;
2) имидж управленческий и финансовый — эффективно ли она управляет, стоит ли быть ее акционерами;
3) имидж общественный — активна ли корпорация как член общества;
4) имидж корпорации как работодателя — как она обращается со своими служащими, какова их зарплата и т. д.15
Большинство организаций уделяет особое внимание внешнему имиджу в глазах общественности, составляющей внешнюю среду любого субъекта. Но не менее важным является и внутренний имидж организации в глазах сотрудников. Они представляют собой наиболее устойчивый канал передачи информации во внешнюю среду, а также оказывают непосредственное воздействие на имидж и репутацию организации в целом.
Важным компонентом формирования благоприятного имиджа организации является ее соответствие ожиданиям общественности, что определяет доверие или недоверие к данной организации. Если организация декларирует высокие нормы личностных взаимоотношений с клиентами, то персонал, который будет осуществлять коммуникации с потребителями, должен быть поставлен об этом в известность и соответствовать этим требованиям.
Говоря о конструировании имиджа, следует затронуть два вопроса. Первый вопрос касается возможностей, свойств, каких-то отличительных качеств личности, организации, продукта, то есть это вопрос «Кто мы и что можем?» Второй вопрос больше затрагивает интересы, стереотипы, мотивацию, ценностные ориентиры целевых групп («Кто они и чего хотят?»).
Следует отделить имиджи, ориентированные на удовлетворение двух низших потребностей, поскольку они служат удовлетворению прагматических целей и чаще всего относятся к имиджам, которые ориентированы на восприятие.
Имиджи, связанные стремя последующими ступенями пирамиды, ориентированы на самоощущение. По мнению Е. Б. Перелыгиной16, к ним относятся:
• имиджи, образуемые на основе собственной «Я-концепции» и системы представлений. В основе образования таких имиджей лежит потребность самовыражения, а внешняя оценка имеет небольшое значение;
• имиджи, ориентированные на достижение социального признания и, соответственно, на удовлетворение потребности в самоутверждении. Для их образования используются, как правило, групповые нормы и ценности;
• имиджи, ориентированные на создание и укрепление межличностных связей с ближайшим окружением, в рамках малой социальной группы и тем самым способствующие потребности в любви и дружбе. При создании таких имиджей предпочтение отдается поощряемым в рамках данной группы образцам поведения, копированию поведения и внешнего облика других членов группы и т. д.