Теории руководства


На протяжении многих лет с момента опубликования Левиным результатов своих исследований в области стилей руководства, ученые разных стран мира обращались к этой теме. Это - Фадлер, Адаир, Р. Линерт, Танненбаум, Шмидт и другие. Краткая характеристика некоторых из этих теорий приведена в табл. 2.

Таблица 2. Теории руководства.

1. диктаторский,
2. демократический,
3. попустительский.
В экспериментах Левина самой производительной была работа при диктаторском стиле руководства (в присутствии руководителя); демократический стиль - самый популярный; попустительский плох во всех отношениях.
1958
Танненбаум и Шмидт
Теория баланса (власти руководителя и свободы подчиненных)
Применяемый стиль руководства зависит от:
* руководителя,
* подчиненных,
* задания,
* ситуации

Теория классификации на системы 1 - 4:
Система 1: эксплуататорско-авторитарный стиль,
Система 2: благожелательно-авторитарный стиль,
Система 3: консультативный стиль,
Система 4: открытый стиль


Контроль сверху

Отеческая забота со стороны начальства

Решение принимает руководство, но прежде советуется с группой
Совместное принятие решений руководством и работниками
1964
Блейк и Моутон
Двухпараметрическая теория стиля управления
Забота о производстве и забота о людях
1967
Фидлер
Теория ?ситуационного подхода? к руководству и управлению
При благоприятной ситуации эффективен демократический стиль, при неблагоприятной - директивный
1982
Петерс и Уотерман
Руководство становится видимым, когда дела идут наперекосяк, и незаметно, когда все в порядке

1983
Джон Адаир
Личностная теория. Ценные качества руководителя:
1. способность работать с большим кругом людей,
2. умение брать на себя ответственность,
3. стремление к достижению больших целей,
4. опыт руководства,
5. большой опыт разных деловых функций в середине карьеры.


Дж. Хант
Личностная теория
Качества руководителя:
1. первый ребенок или первый сын.
2. сильное желание успеха,
3. мощная жизненная энергия,
4. способность к долгосрочному прогнозу,
5. стремление к цели,
6. способность к политической активности,
7. замкнутость,
8. независимость от работы.