Оценка применимости положений различных теорий руководства


Каждая организация, какой бы крупной она ни была и какие бы ресурсы она не контролировала, далека от совершенства. И совершенствоваться организация может в различных плоскостях. Мы постоянно слышим о приобретениях и продажах крупных предприятий, об инициировании процедур банкротства до насильственного захвата власти на предприятии. Каждая структура стремиться стать совершеннее, зачастую даже не представляя, что основной резерв повышения эффективности работы нужно искать в повышении качества менеджмента, в оптимизации организационной структуры и коммуникационных потоков.
Компания «Русский алюминий» и ее руководство могли бы многое подчерпнуть из теорий американских и европейских классиков менеджмента. Руководство крупных компаний предпочитает обращаться к крупным консалтинговым и аудиторским компаниям, которые являются признанными авторитетами в области управления. Не секрет, что сегодня крупнейшими систематизаторами менеджерского опыта являются такие консалтинговые корпорации как «Янг энд Рубикам», «Прайсуотерхаус-Куперс», «Бостон консалтинг групп» и другие. Именно через них мировой опыт менеджмента проникает на российские предприятия.
Так, ежегодным аудитором компании «Русский алюминий» является компания «Прайсуотерхаус-Куперс», которая фактически является автором той сверхсложной структуры холдинга, которая сегодня имеет место. Она включает в себя алюминиевые, глиноземные, угольные, машиностроительные, автомобилестроительные, авиастроительные предприятия.
К сожалению, в компании «Русский алюминий» не так много значения придается коммуникативным факторам менеджмента, т.к. топ-менеджмент компании в основном представлен харизматическими личностями, которые сумели выжить в мутном бизнесе 90-х годов, объединив вокруг себя талантливых специалистов.

Очевидно, что преобладающим стилем руководства в Группе «Русский алюминий» является автократический стиль управления. Как говорят японцы: бизнес – это война, а рынки – театры военных действий. К сожалению, в 90-х годах, к алюминиевому бизнесу эту фразу применяли в буквальном смысле. Только в боях вокруг КрАЗа погибло около 40 человек. Генеральный директор «Русского Алюминия» О.Дерипаска управлял своей компанией постоянно опасаясь за жизнь. В такой обстановке наверх выплыть могли только неординарные люди, обуреваемые жаждой власти. На войне необходима жесткая дисциплина, предельное единоначалие. Именно так формировали свои управленческие навыки сегодняшние алюминиевые генералы. Изменить эту ситуацию сегодня едва ли реально, т.к. ОАО «Русал» сегодня борется за мировые алюминиевые рынки – а здесь конкуренция жесточайшая. Это показали последние события, связанные с иском на 3 млрд. долл., номинально от Михаила Живило, фактически от АЛКОА. Приходится делать вывод о том, что автократический стиль управления в алю
миниевом бизнесе является наиболее удобным и целесообразным стилем менеджмента в России.
Олег Владимирович Дерипаска – человек, который сочетает в себе и позитивные черты авторитарного лидера. Физик по образованию, он умеет ценить высококвалифицированных специалистов и постоянно заботится о них. На предприятиях «Русского алюминия» практикуется выплата компенсационных пакетов менеджерам, когда по истечении контракта им передаются служебные машины, покупаются дома и т.д.
Абсолютно всю ответственность перед акционерами несет лично он. Умение брать на себя ответственность, подписывать важные бумаги и не бояться последствий – очень сильное качество.