Железнодорожный транспорт в России, его история

Железнодорожный транспорт в России, его история

Первые железные дороги в России были построены в середине XIX в. В 1837 году, через 12 лет после начала движения на первой в мире железной дороге общего пользования Стоктон — Дарлингтон в Англии, открыта «экспериментальная» железная дорога Санкт-Петербург — Царское Село, а в 1851 г. — первая крупная железнодорожная магистраль Москва — Санкт-Петербург. Уже к концу XIX в. железнодорожный транспорт превысил по грузообороту традиционные для России гужевой и речной, а к 1913 г. превзошел грузооборот речного в б раз.

2.1.2. Железнодорожный транспорт России во второй половине 19 века — начале 20 века

Основной каркас железнодорожной сети России был сформирован во второй половине XIX — начале XX в. Железные дороги строились в первую очередь для обеспечения транспортно-экономических связей Центра с основными сырьевыми и продовольственными базами страны, а также морскими портами, что определило их радиальную конфигурацию.

Транспортные связи Центра обеспечили дороги на следующих направлениях:

Центр — Запад: Москва — Смоленск — Минск — Брест (1871) Москва — Ржев — Великие Луки • Вентспилс

Центр — Север Москва — Ярославль — Вологда (1872), продолженная в 1898 году до Архангельска построенная в годы первой мировой войны дорога через Санкт-Петербург: Волхов — Петрозаводск — Мурманск

Центр — Юг: Москва — Рязань — Козлов (Мичуринец — Воронеж — Ростов-на-Дону — Владикавказ (1875) с ответвлением от Козлова на Тамбов — Саратов (1871), продолженная в 1894 году. От Владикавказа на Петровск (Махачкала) и Баку (что обеспечило первый транспортный выход на Закавказье) Москва — Тула — Орел — Курск — Харьков — Севастополь (1875) с ответвлением от Курска на Киев (1869)

Центр — Восток: Москва — Нижний Новгород (1862) Москва — Сызрань — Самара — Оренбург (1877)) с ответвлением от ст. Кинель на Уфу — Челябинск (1892) — Екатеринбург (1896).

Отдельные железные дороги были построены для обеспечения экспортных поставок зерна через морские порты Балтийского и Черноморского бассейнов и имели соответственно хордовую направленность, например Риго-Орловская дорога: Царицын (Волгоград) — Орел — Смоленск — Витебск. Рига (1871).

В 1878 г. было начато железнодорожное строительство на Урале, где Горнозаводская дорога Пермь — Нижний Тагил — Екатеринбург соединила основные металлургические заводы с Волго-Камским водным путем. В 1885г. она была продолжена до Тюмени.

Для надежной транспортной связи Урала и Северо-запада России в 1903 г. была построена широтная железная дорога Пермь — Вятка (Киров) — Вологда — Санкт-Петербург. Особое значение для формирования единой железнодорожной сети России, заселения и освоения юга Сибири и Дальнего Востока имело строительство Транссибирской магистрали, начатое одновременно в 1892 году с запада от Челябинска через Новониколаевск (Новосибирск) — Красноярск — Иркутск (1899) и с востока от Владивостока на Хабаровск (1897), Сквозное сообщение по территории России было открыто на ней в 1916 г. после завершения строительства Амурской железной дороги от Забайкалья до Хабаровска.

Построенная в 1913 г. линия Тюмень — Омск обеспечила второй выход (через Екатеринбург) из Сибири в Европейскую часть России. Транспортный выход в Центральную Азию на Закаспийскую железную дорогу обеспечила магистраль Оренбург — Ташкент (1906).

2.1.3. 1917-1940

В советский период основное железнодорожное строительство переместилось в восточную часть страны. Тем не менее, до 1950-х годов активно продолжалось строительство железных дорог и в европейской части России (см. Приложения).

Для укрепления транспортных связей в восточном направлении в 20-е годы были проложены дополнительные железнодорожные линии, позволившие создать два новых выхода из Центра на Урал: Москва — Казань — Екатеринбург и Москва — Нижний Новгород — Котельнич — Киров — Пермь.

Крупнейшей стройкой первой пятилетки было завершение второго выхода из Центральной Азии на железнодорожную сеть России — Туркестано-Сибирской магистрали:

Луговая (станция около Алма-Аты) — Семипалатинск и далее по построенной еще в период первой мировой войны линии Семипалатинск — Барнаул — Новосибирск.

2.1.4. 1941-1945

Активно шло железнодорожное строительство в годы Великой Отечественной войны, когда были построены Печорская магистраль: Коноша — Котлас — Воркута, давшая возможность освоения Тимано-Печорского бассейна «Волжская рокада»: Свияжск — Сызрань — Саратов — Иловля (станция около Волгограда), прошедшая по правому берегу Волги и ставшая своеобразным транспортным дублером Волжской речной магистрали линия Кизляр — Астрахань, обеспечившая связь Поволжья с Северным Кавказом железные дороги из Казахстана на Урал:

Акмолинск — Карталы и Гурьев — Никель.

2.1.5. Послевоенные годы

В послевоенное время основные железные дороги строились к востоку от Урала.

Для улучшения транспортных связей европейской части страны с Сибирью и Дальним Востоком основное внимание уделялось формированию широтных дублеров Транссибирской магистрали, и, прежде всего, Южно-Сибирской магистрали: Карталы — Акмолинск — Павлодар — Барнаул — Артышта (станция у Кемерово), которая в конце 50-х — начале 60-х годов была продолжена на восток через Новокузнецк — Абакан — Тайшет — Братск на Усть-Кут. В 1974 — 1984 годах эта железная дорога была доведена до Комсомольска-на-Амуре, получив название Байкало-Амурская магистраль — БАМ. Ее восточный участок от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани был построен еще в 1945 г: Таким образом, к началу 90-х годов (почти через век после строительства Транссибирской магистрали) к востоку от Урала практически закончено (не сдан в эксплуатацию самый длинный на трассе БАМа Северомуйский тоннель) формирование на территории России второй широтной трансазиатской железнодорожной магистрали, которая может оказать огромное влияние на освоение территорий юга Сибири и

Дальнего Востока.

Для освоения нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири в 70 — 80-х годах была построена крупная северная железная дорога Тюмень — Сургут — Нижневартовск — Уренгой — Ямбург.

В последние годы из-за тяжелого социально-экономического кризиса и отсутствия инвестиций железнодорожное строительство в России практически не ведется. В стадии реализации находятся только два достаточно крупных проекта: на севере продолжается строительство Арктической магистрали: Лабытнанги — Бованенковская для обеспечения освоения газовых месторождений Ямала, а на востоке • Амуро-Якутской магистрали: Беркатит — Томмот — Якутск — для обеспечения горнодобывающих центров Якутии.

 



Adblock detector