Современная транспортная система РФ

5.0. Некоторые итоги

За годы советской власти все экономические показатели росли - некоторые в десятки, а некоторые - в сотни раз. Только показатель роста транспортной сети вырос всего в 1,5 раза (это притом, что грузооборот возрос в те самые сотни раз). Да, прокладывались вторые пути в дополнение к уже существующим, электрифицировались линии, модернизировалось оборудование» но этого, конечно, было явно недостаточно для освоения пространства страны (см. Приложения). По уровню транспортной освоенности - железные дороги - Россия уступает сейчас не только европейским странам (Бенилюксу, Германии), но и Канаде, и Индии (см. Приложения)... Строительство железных дорог в России практически прекратилось: с 1993 года не введено в эксплуатацию ни одного километра путей.
Протяженность естественных водных путей в последние годы неуклонно снижается:
выходят из строя технические устройства, обеспечивающие безопасную навигацию, не проводятся работы по углублению фарватеров, их влияние сохраняется, в основном, в регионах малого транспортного освоения (Север).
Сталкиваясь с проблемами природного характера, которые возникают при навигации на водных путях, руководители государства старались решать эти проблемы, поэтому появлялись железные дороги рокадного типа - Волжская рокада (Москва - Самара - Саратов - Астрахань), Обская рокада (на Ямбург), завершаемая Ленская полурокадная дорога (Тында - Якутск).
Северный Морской Путь ныне медленно умирает, Но причины этого отнюдь не в том, что он неэффективен или невыгоден. Основная проблема в том, что в последние годы государство ведет недальновидную, непродуманную, а порой и преступную политику ликвидации Севера (принят на вооружение так называемый «канадский» вариант развития Северных территорий) - практически заморожена ледовая разведка, порты на СМП превращены в частные структуры, трудности (на грани невозможности) с получением кредита под «Северный завоз». Хотя руководство страны не может не понимать, какую стратегически важную роль играет СМП в частности и Северные территории вообще в экономической, а тем более в военно-политической безопасности России (вдоль СМП расположены крупнейшие месторождения полезных ископаемых, а также линия раннего оповещения РВСН России).