Этноцентризм как социально-психологическое явление

 

Этноцентризм как социально-психологическое явление.

Для поддержания группой позитивной идентичности используется специфический механизм межгруппового восприятия – внутригрупповой фаворитизм, заключающийся в тенденции благоприятствовать собственной группе и её членам при сравнении с другими сопоставляемыми с ней группами. Этот термин – калька с английского языка – уже достаточно прочно вошёл в научный оборот, хотя более подходящим, видимо, было бы русское словосочетание предпочтение своей группе.

Всем известный пример внутригруппового фаворитизма – этноцентризм – предпочтение своей этнической группе. Определение этого понятия дал в 1906г. У. Самнер, по мнению которого, этноцентризм – это такое «видение вещей, при котором своя группа оказывается в центре всего, а все другие соизмеряются с ней или оцениваются со ссылкой на неё».1

Современные исследователи рассматривают этноцентризм как присущее людям свойство «воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего эталона или оптимума».2 Эталоном может рассматриваться всё, что угодно: религия, язык, литература, пища, одежда, например, способ запахивания халатов у древних китайцев и т.д. и т.п.

М. Бруэр и Д. Кэмпбелл выделили основные показатели этноцентризма:

 

1) восприятие элементов своей культуры как «естественных» и «правильных», а элементов других культур как «неестественных» и «неправильных»

2) рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных

3) оценка норм, ролей и ценностей своей группы как неоспоримо правильных:

4) представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп.



Adblock detector