Бухгалтерский учет и налогообложение в кадровых агентствах

 

Сегодня предприятия все реже самостоятельно занимаются поиском и подбором новых сотрудников. Тем более что на некоторые должности подыскать нужного специалиста не всегда просто. Поэтому чаще всего юридические лица обращаются в кадровые агентства и поручают им найти кандидатов на замещение вакансий. В поисках нового места работы приходят в кадровые агентства и физические лица.

Бухгалтерский учет и налогообложение услуг по подбору персонала и трудоустройству имеет ряд особенностей, которые и будут рассмотрены в данной работе.

Правовые основы деятельности кадровых агентств

Виды деятельности, для осуществления которых необходимо наличие лицензии, установлены Федеральным законом от 25 сентября 1998 года №158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон №158-ФЗ).

Согласно статье 19 закона №158-ФЗ, требование получать лицензию для предприятий может быть установлено также иными Федеральными законами. Так, законом РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения» (далее – Закон №1032-1) определено, что лицензированию подлежит деятельность по оказанию гражданам услуг в содействии трудоустройств. Но получать лицензию, чтобы оказывать услуги по подбору персонала, данный закон не требует.

Поэтому бухгалтеру кадрового агентства важно понимать разницу между услугой по трудоустройству и услугой по подбору персонала. В обоих случаях агентство трудоустраивает граждан. Однако в первом случае заказчиком выступает гражданин, ищущий работу (апликант), во втором – предприятие-работодатель.

Порядок получения лицензии на оказание услуг по трудоустройству населения установлен постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. №1046. В соответствии с этим постановлением такая лицензия выдается органом исполнительной власти субъекта РФ и действительно только на территории данного региона. Если кадровое агентство собирается осуществлять свою деятельность также и на территории других регионов, оно должно зарегистрировать имеющуюся у него лицензию в органах исполнительной власти этих регионов.

Постановление Правительства РФ и иные нормативные акты, регулирующие порядок лицензирования той или иной деятельности, применяются в части, не противоречащей ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

За рассмотрение заявления о выдаче лицензии с предприятия взимается плата в размере 0,1 МРОТ. За выдачу лицензии взимается плата в размере 3 МРОТ.

Чтобы оказывать услуги по трудоустройству граждан РФ за рубежом, кадровое агентство должно получить отдельную лицензию (ст. 18 Закона №1032-1). Выдают такие лицензии Федеральная миграционная служба (ФМС) РФ и ее территориальные органы. Необходимо отметить, что данная лицензия необходима и в том, случае, если заказчиком выступает не гражданин, а иностранное предприятие.

Приказом ФМС РФ от 15 июля 1996 г. №57 утверждена Инструкция «О порядке осуществления контроля…» (зарегистрирована в Минюсте РФ 23 июля 1996 г., рег. №1131). В соответствии с данной Инструкцией территориальные органы ФМС РФ не реже 2-х раз в год проводят проверку предприятий, оказывающих услуги по трудоустройству граждан за рубежом. Если в ходе таких проверок будет обнаружено, что предприятие нарушает условия действия лицензии, то она может быть аннулирована. К числу таких нарушений, в частности, относятся:

 

— взимание денежных средств за предоставление бланков анкет

— взимание предоплаты за оказание содействия в трудоустройстве до того, как гражданин заключит трудовой договор с иностранным работодателем

— получение отчислений от заработной платы трудоустроенных за границей граждан

— продажа адресов иностранных работодателей, посреднических организаций, государственных органов занятости зарубежных стран без предварительной проработки с ними вопроса о возможности трудоустройства российских граждан, без разъяснения действующего в стране работодателя порядка трудоустройства иностранных граждан и положений иммиграционного характера законодательства.

Порядок получения лицензии на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за рубежом, установлен постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. №1095.

Лицензия на оказание услуг по трудоустройству граждан (и на территории РФ, и за рубежом) выдаются, как правило, сроком на 3 года. В соответствии с Положением по введению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н) стоимость этих лицензий должна учитываться на счете 04 «Нематериальные активы». В бухгалтерском учете кадрового агентства получение лицензии отражается следующими проводками:Дебет Кредит Содержание проводимых операций

08 76 Расходы, связанные с получением лицензии на оказание услуг по трудоустройству граждан, включены в состав капитальных затрат

04 08 Затраты на получение лицензии учтены в составе нематериальных активов

Затраты по приобретению лицензии списываются на издержки обращения ежемесячно, равными долями в течение срока действия лицензии:

Дебет Кредит Содержание проводимых операций

20 05 Произведены амортизационные отчисления за отчетный месяц