Федеральный бюджет, его значение, состав расходов и их роль в проведении экономической политики государства

Расходы федерального бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, этап общественного развития, общий уровень развития экономики, уровень благосостояния граждан, разветвленность связей бюджета с народным хозяйством, формы предоставления бюджетных средств – вот только несколько факторов, которые влияют на величину и структуру расходов федерального бюджета. Структура расходов государства и их доля в валовом общественном продукте зависят также от размеров государственного сектора в экономике, традиции, наконец. В совокупности вышеперечисленные факторы на каждом из этапов развития государства порождает такую систему расходов, которая соответствует экономике, типу и уровню управления ею. Все эти факторы влияют на проявление категории расходов бюджета, которая проявляется через конкретные виды расходов на какие-то нужды, причем такие расходы могут быть охарактеризованы как с качественной, так и с количественной стороны. (Качественная характеристика каждого вида расходов бюджета позволяет определить экономи
ческую природу и общественное назначение каждого элемента расходов, количественная – их величину).
Расходы федерального бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Государственные расходы вызваны самим фактом наличия государства и по своей природе они являются отношениями дополнительной эксплуатации, поскольку основным источником их образования выступают налоги, представляющие вычет из заработков и доходов. Кроме того, государственные расходы служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время, а также в основной своей массе государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей национального дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса.
Расходы федерального бюджета России на 2000 г. (в млрд. руб.).
Наименование раздела


2000 г.
Фактическое исполнение за 2000год

Млард в%
рублей ввп к утв. Бюджетам
1. Государственное управление
26,8
25,0
0,4 93,2
2. Национальная оборона
209,4
190,8
2,7 91,1
3. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
111,5
105,4
1,5 94,5
4. Охрана окружающей среды и природных ресурсов
4,1
4,1
0,1 100,9
5. Сельское хозяйство и рыболовство
15,4
13,4
0,2 86,5
6. Промышленность, энергетика, строительство
38,1
35,0
0,5 91,9
7. транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику
1,9
1,9
0,0 97,4
8. социально-культурные мероприятия
132,9
132,6
1,9 99,8
9. обслуживание государственного долга
188,7
172,2
2,5 91,3
10. Финансовая помощь бюджетам других уровней
97,3
101,2
1,5 104,1
11. расходы целевых бюджетных фондов
97,3
97,3
1,4 100
12. профицит
89,0
173,5
2,5 194,9[==HEADER==0000==] Состав и структура расходов федерального бюджета
Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению2.
По роли в общественном производстве расходы бюджета государства делят на:
1. расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);
2. расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);
3. расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов)3.
С помощью этих расходов государство получает инструменты регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.