Морской транспорт, тоннаж, статистика

Морской транспорт

Тоннаж морского флота России равен 10 млн. регистровых тонн. Регистровый тоннаж – объем внутреннего помещения судна в регистровых тоннах. Одна регистровая тонна – 2,83 м3. По морскому тоннажу Россия занимает 7-ое место в мире.

Грузооборот морского транспорта составляет ~ 9% от общего грузооборота.

Из-за распада СССР возможность использования морского транспорта для международной торговли и внутренних перевозок (38 % всех перевозок – внутренние) резко ухудшилась.

Морской флот России располагает судами всех типов и назначений, но большая часть судов стара (более 10 лет) и требует ремонта, не хватает специализированных судов.

Морские перевозки бывают:

· внешнеторговыми

· каботажными

· Каботажные перевозки бывают 2-х видов:

· малый каботаж – грузы перевозятся в пределах одной страны и одного бассейна, вдоль своих берегов (Новороссийск – Туапсе Владивосток – Ванино)

· большой каботаж – в одной стране, но по разным бассейнам, вдоль чужих берегов (Мурманск – Новороссийск)

Рост морских перевозок зависит не только от флота, но и от числа морских портов и их пропускаемой способности. 2/3 границ России – морские. Но в транспортно-географическом отношение Россия – глубоко-континентальная держава.

В Российской Федерации около 40 портов, из них только 11 относительно крупных. Не хватает портов на Балтийском море, на Черном море всего 1 крупный порт — Новороссийск. Крупнейшие российские порты – Санкт-Петербург (11 млн. тонн), Выборг (5 млн. тонн), Калининград (3.7 млн. тонн). Мощность собственных портов удовлетворяет только на 50 %. Порты – мелководные, нет удобных бухт.

1-ое место в грузообороте принадлежит портам Тихоокеанского бассейна, где осуществляются каботажные перевозки. Также осуществляются внешнеторговые связи со странами АТР и Австралией (экспорт – соль, уголь, лес, нефть и т. п.). Используется паромная переправа ж/д вагонов. Порты:

· Находка

· Владивосток

· Петропавловск-Камчатский

· Ванино

· Углегорск

· Восточный

· Хомск

· Нагаево (Магаданская обл.)

· Корсаков

2-ое место принадлежит Балтийскому бассейну, который обеспечивает внешнеторговые связи со странами Европы и Америкой. Вывозятся лес, металл, уголь, нефть.

Крупнейшие порты:

· Санкт-Петербург

· Калининград

Реконструируются

· Ломоносовский

· Выборг

· Приморск

Балтийский бассейн связан с Баренцевым морем Беломоро-Балтийским каналом, а с Москвой – Волго-Балтийским водным путем (Санкт-Петербург – Нева – Ладожское озеро – Онежское озера – Волго-Балтийский канал – Рыбинское вдхр. – Волга – канал им. Москвы – Москва).

Через порты Черноморского бассейна вывозится в основном нефть.

Порты:

· Новороссийск

· Туапсе

Северный Бассейн. Наибольшее значение имеет Баренцево море, которое не замерзает и обеспечивает круглогодичное судоходство. 70% перевозок – внутренние перевозки, осуществляющиеся, в основном, внутри Баренцего и Карского морец.

Большое значение имеет Северный морской путь (Мурманск – Владивосток). 1932 г. – ледокол “Сибиряков” прошел путь из Мурманска до Берингова пролива. 1935 г. – до Владивостока без зимовки. 1937 г. – регулярная навигация северного морского пути. Навигация по северному морскому пути возможна только 4 месяца. Северный путь соединяет Дальний Восток с европейскими портами, а также с устьями судоходных рек. Почти при полном отсутствии других транспортных магистралей на север Сибири для использования богатых природных ресурсов северных районов и их развития роль северного морского пути возростает и будет возрастать.

Порты (осуществляются внутренние перевозки):

· Мурманск (руды, апатиты)

· Архангельск (лес)

· Тикси

· Амбарщик

· Игарка (лес)

· Диксон

Перевозят промышленные и продовольственные товары, стройматериалы, горючее, для снабжения северных районов. На экспорт идут полезные ископаемые.



Adblock detector