Новейшие индивидуальные технические средства, как база развития населения

 

Следует отметить, что мощной базой быстрого научного, технологического и в определенной степени общекультурного развития населения и во многом фактором его благосостояния является обеспеченность жителей, прежде всего трудовых ресурсов, соврменными, и особенно новейшими техническими средствами индивидуального пользования.

К ним относятся мобильные телефоны, факсимильные аппараты, . персональные компьютеры и, наконец, интернеты. Вооруженность подобными средствами значительно повышает общую эффективность и производительность труда во всех сферах трудовой деятельности.

По данным на 1995-1996 годы Россия, как и во многом другом, плетется в хвосте развитых стран (см. табл. з).

Например, вооруженность мобильными телефонами населения России в 382 раза ниже, чем в Швеции, в 332 раза ниже, чем в Финляндии, в 214 раза — чем в США, в 262 раза, чем в Дании и т.д.

Не менее значителен разрыв в оснащенности факсимильными аппаратами. На 1 тыс. жителей в России их в 270 раз меньше, чем в США, в 240 меньше, чем в Дании, в 187 раз, чем в Швеции, в 164 раза, чем во Франции, в 155 раз, чем в Великобритании, в 240 раз, чем в Японии, в 129 раз, чем в Финляндии и т.д.

Персональных компьютеров в России относительно меньше в 19 раз, чем в США, в 15 раз меньше, чем в Дании, в 13 раз — чем в Республике Корее, в II раз меньше, чем в Великобритании, Канаде и Швеции и т.д. И, наконец, количество пользующихся услугами интернета в России в 144 раза меньше, чм в СЖА, в 250 раз меньше, чем в Швеции, в 66 раз меньше, чем в Канаде, в 46 раз меньше, чем в Великобритании и т.д.

Эволюция сферы общественного труда в эпоху НТР имеет при всех национальных особенностях, универсальный международный характер. И ее методологические основы — набор мер и последовательность их реализации — особенно на первом этапе, приобретают для России большое практическое значение. Американские социологи в свое время с гордостью писали о том, что значительная механизация труда в сельском хозяйстве изменила сам-характер деятельности работника: повысилась конкурентоспособность отрасли и ее рабочей силы.

 

Теперь происходит еще более значимое в масштабе всей экономики во многом уходит в прошлое подчиненость человека рутинной машинной работе, прежде пожизненно довлевшей над ним. На смену фордизму, во многом основанному на выполнении частичных, шаблонных операций, пришел тейлоризм, предполагающий инициативу и новаторство на рабочем месте. Конкурентоспособность рабочей силы выросла в десятки и большее число раз. России не следует отставать от других стран. Возникает объективная необходимость, а вместе с ней и реальная возможность массового участия в развитии общественного производства, совершенствовании экономической культуры общества.

Еще важнее систематически изучать опыт эффективного использования качественно новой, предполагающей высокую профессиональную и научную подготовку рабочей силы — трудовых ресурсов будущего, который в настоящий момент в экстенсивной экономике России и других стран СНГ используются плохо и занимают чаще всего низшие этажи по оплате труда.

Целенаправленное формирование творческого потенциала трудовых ресурсов в ведущих капиталистических странах с адекватной оплатой образования, квалификации, созидательного вклада работника активизировалось в 60-е годы. В Японии, США и других индустриально развитых странах в 60-е и 70-е годы принимаются законы, нацеливающие государственную и частнопредпринимательскую деятельность на развитие интеллектуального потенциала национальной рабочей силы,, поощряющие фирмы и корпорации к «инвестициям в человека», посредством благоприятных налоговых мер, льготных кредитов и других методов, включая открытое общественное поощрение через печать и телевидение.

В Японии в 1962 г. была разработана правительственная концепция «формирования человека», которая легла в основу программы экономического и социального развития страны. В 1972 г. президенты крупнейших компаний, руководители правительственных учреждений и ведущие ученые совместно подготовили и приняли программу «Развитие человека в новом индустриальном обществе», вызвавшую огромный общественный резонанс. В ней были изложены принципы всемерного и повсеместного поощрения творчества в процессе школьного и вузовского обучения, развития у учащихся необходимых для «информационного общества» способностей. Этот богатый зарубежный опыт должен попасть в российскую «копилку» стратегического развития.

Особое внимание в нашей стране должно быть уделено тому, что возглавляемая государством политика развития трудовых ресурсов в развитых странах проводится при весьма значительном финансовом, организационном и ином участии предпринимателей и многих других социальных институтов общества,

Нам нужно твердо усвоить, что конкурентоспособной в современном рыночном обществе является только та рабочая сила, которая отвечает следующим требованиям: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции обеспечение снижения себестоимости изделий путем совершенствования методов производства и уменьшения затрат.



Adblock detector