Малый бизнес – авангард рыночной экономики в нашей стране

 

И все же, несмотря на весьма неблагоприятные условия, малый бизнес представляет весьма развитую ветвь рыночной экономики, являясь ее авангардом в стране.

Число малых предприятий в России в период 1991-1994 годов выросло в 3,9 раза, а среднегодовой темп прироста приблизился к 50%. Численность занятых в сфере малого предпринимательства увеличилась в 1,8 раза, т.е. среднегодовой темп прироста составил 20% ( по среднесписочному составу).

Если учесть, что на одного штатного сотрудника в малом бизнесе приходится один работающий по совместительству или договору (соглашению), то общую численность занятых в сфере малого бизнеса можно оценить минимум в 20 млн. человек, что составляет примерно треть экономически активного населения страны.

Российское малое предпринимательство, насчитывающее в 1995г. свыше 1 млн. субъектов хозяйствования, представляет к настоящему времени мощную экономическую и политическую силу. Около 35-40 млн. человек, включая членов семей, частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого предпринимательства.

Даже в таких, довольно скромных для России масштабах, малое предпринимательство активно противостоит росту безработицы и создает, в отличие от государственной экономики, значительное количество новых рабочих мест.

Развитие мелкого и мельчайшего предпринимательства, экономичного, возводимого в кратчайшие сроки, быстро осваивающего последние достижения технологии и способного активно участвовать в дальнейшем ее совершенствовании, является, на наш взгляд, в современных условиях России одним из центральных направлений преобразования народного хозяйства практически во всех отраслях материального производства и сферы услуг.

Следует отметить основные достоинства экономики малых форм.

Мелкие и мельчайшие предприятия способны наилучшим образом кооперироваться с крупным производством, выполняя для него качественно, дешево, в нужные сроки и с учетом индивидуальных особенностей заказы, в том числе различные детали, готовые изделия и отдельные операции.

Многие из них выполняют ответственные инновационные, поисковые задания для фирм, концернов, другие являются независимыми творцами новинок, находящих успешный сбыт на быстро меняющемся рынке.

Таким образом, основная черта многих представителей мелкого и мельчайшего бизнеса — высокоинтеллектуальный, творческий уровень деятельности.

В России мелкий бизнес, к сожалению, пока что развит слабо и территориально очень неровно.

Во многом именно поэтому немалое количество областей и часть автономных республик задыхаются от исключительно высокой трудоизбыточности и ее невозможно рассосать из-за практического отсутствия общенационального рынка труда и крайней нищеты большей части населения.

Правительство Японии, например, проводит меры, поощряющие семейную экономику, а практика выдачи уходящим на пенсию «прощального пособия» в размере 30-40 месячных окладов, наряду с льготным кредитованием и организационно-методической помощью, позволяет многим работникам, имеющим за плечами огромный опыт квалифицированного труда, открыть свое небольшое дело и, зачастую, удачно встроится в жизнь современной экономики.

Подобный опыт имеет для нашей страны исключительно важное значение и может быть весьма широко распространен.

Таким образом, развитие мелкого предпринимательства — одно из главных направлений создания среднего класса, отмеченного высокой квалификацией, культурой труда и достаточно высоким, стабильным уровнем жизни.

Поэтому государство должно поддержать перспективы, заложенние в развитии малого бизнеса, который является важным фактором создания новых рабочих мест и тем самым расширения занятости, роста трудовых доходов и сокращения безработицы.

И основным выводом из этого является то, что первоочередные задачи на пути развития малого бизнеса в России — это совершенствование правовых основ, снижение налогообложения, обеспечение законодательной базы и правовых гарантий, совершенствование банковской и кредитных систем.

 

Решительную помощь в этих областях может и должно оказать государство.

Список литературы:

Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. Питер, 1999г.

Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. Москва, центр экономики и управления, 1996г.

Деловое планирование. Методы. Организация. Современная практика. Под ред. Попова. М.: Финансы и статистика, 1997г.

Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб: Питер, 1999.

Морозова Т.Г. Регионоведение: учебник для вузов. М., 19

Аргументы и факты. 1997, N 40, октябрь, с. 20.

The Global Competitiveness Report. 1977, p. 295, 296.

Global Competitiveness Report. 1997, p. 305.

Global Competitiveness Report, 1977, p. 303.

С.Ю.Глазьев. Конкурентные преимущества и слабости России в контексте глобальных тенденций экономического развития. Стратегия роста. Научный доклад. М., 1997, с.25, 32.

ЭКО 1996. N 10, С.114.

Оценка Института Макроэкономики Министерства экономики и наша оценка.

МЭиМО 1996, N9, с. 53. И.Бушмарин. Трудовые ресурсы России: концепция развития и использования.

«Employment and Earwings». November 1997, p. 31.