Расходы на образование в разных странах

 

Средний уровень расходов на образование всех ступеней в названных странах в первой половине 90-х годов составлял примерно 3,5-4,0% ВНП.

Наиболее весомые показатели отмечены в США (4,9%), Великобритании ( 6% ) , Финляндии ( 7 ,3%) , Дании и Швеции (5,5%), а также в Венгрии (5%).

Важно отметить, что затраты на высшее образование в большинстве стран неуклонно повышаются. С 1980 по 1992 г. доля ВНП на высшее образование выросла в Канаде и Франции на 17%, в Дании и Венгрии — на 20%, в Испании — на 40%, в Швеции — на 71%, в Финляндии — на 320%.

В России затраты на развитие образования в масштабе страны в последние годы практически отсутствуют. Выделяемых из бюджета на школы и вузы средств еле-еле хватает на коммунальное содержание зданий учебных заведений, заработную плату педагогическому персоналу и стипендии студентам, при том, что и те и другие выплачиваются с многомесячными запазданиями.

Способность к конкурентной деятельности трудовых ресурсов в России, так же как в индустриально-развитых странах, формируется по принципу трехступенчатого механизма, но вряд ли можно сказать, что она идет в России, как и на Западе, по нарастающей, скорее наоборот.

Уровень обучения в нашей средней школе, оценивается пока что международными организациями как весьма высокий, что мы склонны относить к значительному вниманию государства к процессу обучения, особенно в городских средних школах в 60-70-х годах и хорошей подготовкой учителей.

По данным Международной ассоциации образования наши школьники знают математику и естественные науки в целом лучше, чем американские и большинство европейских детей. Общий уровень знаний российских школьников в мировой табели о рангах находится примерно на девятом месте вслед за Болгарией, опережая Францию

 

Вторая ступень в России, как и в других странах, включает приобретение знаний в училищах по подготовке квалифицированных рабочих, а также в средних специальных и высших учебных заведениях, в аспирантуре. Уровень знаний выпускников подобных учебных заведений в нашей стране и их конкурентный потенциал на этой стадии ниже, чем у выпускников аналогичных западных учебных заведений. Более того, они менее подготовлены к добросовестному созидательному труду, чем наши выпускники средней школы.

Дело в том, что в России на студентов слишком велико губительное влияние производственной практики, которая проходит, помимо их воли, как правило, на технологически отсталых, с точки зрения мировых стандартов, предприятиях при плохой организации труда. На студентов ложится печать как правило крайне низкой профессиональной потенции будущей работы.

Авторитетный международный классификатор — Мировой экономический форум (МЭФ), за которым стоит большая группа ведущих национальных и международных научно-исследовательских центров, придавая особое значение в системе образования преподаванию языков, математики и научных дисциплин, ставит нашу страну на 22 место в «мировой табели о рангах» вслед за Тайванем, но впереди Швеции, Дании и некоторых других высокоразвитых государств.

Вместе с тем, с учетом негативного влияния в России производства на процесс обучения и общий уровень образовательной подготовки молодежи, МЭФ не слишком высоко оценивает уровень общего образования национальной рабочей силы России, отводя ей среди прочих стран всего лишь 37 место

Миллионы работников, потрудившихся несколько лет по окончании учебного заведения в сфере все более технологически деградирующего производства — это третий этап конкурентной «подготовки» — в массе своей не имеют объективной возможности повышать производительность труда. Более того, производительность труда в экономике в целом неуклонно снижается, сокращается объем производимой продукции, переходя допустимые границы суженного воспроизводства.

Так, «дефицитное производство» достигает своего патологического «апогея». Количественному свертыванию производства (чаще всего) сопутствует снижение качества производимых товаров и услуг.



Adblock detector