необходимые качества консультанта

 

Консультант – профессионал по оказанию услуг управленческого консультирования. Качества консультанта определяются характером задач консультирования и требованиями клиентов.

Приведем примеры таких качеств.

Профессиональное (этическое) качество Определение Примеры поведения консультанта в типичных ситуациях

Заинтересованное отношение к клиентам Искренняя заинтересованность в успехе и благосостоянии клиентов забота о людях, а также об организации в целом. Поиск информации о клиенте, которая может понадобиться в дальнейшем. · Непрерывно осуществляет поиск информации о клиенте. · Способен самостоятельно определить случаи, в которых производительность работы не соответствует требованиям клиента. · Сосредоточен на личных потребностях клиента, еще до того как будут исследованы технические параметры. · Выступает как личный друг и советчик клиента. · Способствует эффективному использованию положительных качеств, свойственных данному клиенту предупреждает о возможных ошибках в ходе использования положительных черт личности. · Способен пожертвовать личным временем, посвящает решению проблем клиента не только свое рабочее время. · Обладает свойством эмпатии, искренней заинтересованностью и, во всех ситуациях, неизменно положительным отношением к клиенту.

Желание оказать положительное влияние Искреннее желание способствовать повышению профессионального уровня каждого отдельного клиента, организационной структуры предприятия, и предприятия в целом. · Предпринимает действия, позволяющие незамедлительно произвести обмен информацией с клиентом. · Указывает на сильные стороны клиента, перед тем как высказать несогласие с какой-либо точкой зрения. · Ссылается на свой опыт в подобных ситуациях, чтобы установить контакт и доверительные отношения с клиентом. · Сохраняет доверие клиента, выполняя работу в установленные сроки. · Уравновешивает отрицательные и положительные моменты в информации, сообщаемой клиенту. · С одной стороны, не допускает подавления своей личности со стороны старших по должности, с другой – не относится попустительски к своим подчиненным.

Стремление к достижениям В меру развитое стремление превосходить коллег по степени профессионализма, или быть непревзойденным специалистом в своей области. Ориентированность на конечный результат, при этом не склонность предъявлять излишне завышенные требования к работе при необходимости, возможность с готовностью передать свои полномочия. Реалистичность и способность принять тот факт, что иногда, вследствие сложившихся обстоятельств, приходится принимать не самое оптимальное решение для данной ситуации. · Имеет способность чётко направить внимание клиента на проблемы, над которыми необходимо работать. · Анализирует индивидуальные положительные и отрицательные свойства клиента, прежде чем давать рекомендации. · Если нужно, ориентирует клиента на работу в определенном направлении в будущем. · Помогает клиенту осмысливать ситуацию нестандартно, с различных точек зрения, а также взглянуть в будущее. · Помогает разрабатывать и контролировать систему метрических показателей для оценки достижений. · Способствует

постановке сложных, но реалистичных задач для клиента.

Стремление быть честным и справедливым Уделяет должное внимание правам окружающих старается принять максимально правильное, с этическое точки зрения, решение. Стиль поведения – прямой, открытый, честный. · Обеспечивает чёткое представление и полностью осознанное участие клиента в проекте. · Берётся за выполнение лишь той работы, которая позволяет оптимизировать эффективность работы клиента. · Информирует клиента о предполагаемых расходах до начала проекта. Контролирует расходы по ходу выполнения проекта. · Рекомендует отложить выполнение работы, если на текущий момент не все участники готовы посвятить себя осуществлению проекта. · Предотвращает попытки внести в ход проекта изменения, не соответствующие личностным или корпоративным ценностям. · Подвергает критике поведение клиентов/коллег в случаях, когда оно идёт вразрез с принципами справедливости, например, если допускается дискриминация по отношению к сотрудникам.

 

Профессио-нальное качество Определение · Примеры поведения консультанта в типичных ситуациях

Сила воли, внимание к деталям и предупреди-тельность Никогда с лёгкостью не отказывается от поставленных целей рассматривает проблемы с различных точек зрения. Внимателен к деталям, хорошо подготовлен к решению профессиональных задач. · Оперативно реагирует на просьбы о помощи. · Концентрируется на проектах, имеющихся сложностях и запросах клиентов, пока проблемы не будут ликвидированы. · Активно сотрудничает с представителями данного отдела и других подразделений, чтобы получить информацию по всем интересующим вопросам. · Должным образом подготовлен к встречам с клиентами. · Всегда выполняет обязательства.

Гибкость мышления Имеет живой ум, и способен одновременно решать задачи на нескольких уровнях. Характеризуется гибкостью и подвижностью психики. Способность осмыслить ситуацию, используя метафоры и аналогии, что позволяет собеседнику проследить связи между явлениями. · Задаёт упорядоченные, позволяющие исследовать ситуацию, вопросы. · Определяет новые способы использования существующих ресурсов для различных целей. · В равной степени компетентен, обсуждая общие концептуальные вопросы и конкретные приложения. · Помогает клиентам осмыслить существующие проблемы.

Осведомлен-ность о социальных тенденциях и способность к диагностике Возможность проследить связи между явлениями, не являющиеся очевидными для окружающих. Чёткое представление о технологических, идеологических и психологических проблемах. · Ненавязчиво делает замечания, позволяющие провести различие между общепринятой сложившейся практикой поведения, и формальной системой глубинное видение действительности. · Способность к продуктивному синтезу полученной информации. · Возможность провести параллель между сложившейся ситуацией и сходными случаями в прошлом возможность сделать соответствующие выводы на основе собственного опыта.

Уверенность в себе Не демонстративная, и в то же время очевидная, уверенность в себе, вызывающая доверие. Возможность быть, образно говоря, хозяином судьбы, самостоятельно строить своё будущее. · Развивает способность пойти на рискованное мероприятие у окружающих. · Находится в поиске новых сложных задач и возможностей их решения. · Признаёт свою вину в неуспехе какого-либо дела. · Объективно видит собственные заслуги и заслуги клиента в успешном мероприятии. · Не теряет уверенности в себе, когда клиент подвергает сомнению его способности или компетентность.

Мотивы и личностные свойства, в определенном смысле, являются центральным моментом, который обусловливает поведение. Значительная часть действий, предпринимаемых консультантом, зависит от его мотивации, личностных свойств и фактической ситуации. Так, например, консультант, в основе мотивации которого лежит желание произвести благоприятное впечатление, и при этом мало заботящийся о проблемах клиента, при подготовке и непосредственном проведении презентации будет вести себя иначе, чем его коллега, основным критерием оценки для которого является благосостояние и успех клиента.

Консультант обязан ориентироваться на потребности рынка и клиентов, работать в соответствии со своей специализацией на рынке, соблюдать этику отношений с клиентом.

Использование изложенных качеств, принципов, обеспечивает эффективное исполнение ролей консультанта и применение методов воздействия на «систему клиента».