Уменьшение отрицательных рисков организационными способами

Уменьшение отрицательных рисков организационными способами. Риск в управлении обычно предопределяет инициативу в производственном процессе и маркетинговой политике организации. Последствия риска определяются профессионализмом и интуицией работников, а также стечением обстоятельств по всей цепочке: разработка -> выбор -> организация -> исполнение решения. Ряд крупнейших мировых компаний ввели в свой штат новую должность “risk-adviser* (советник по нестандартным ситуациям) в экономической и технической областях, а также в области подделок и мошенничества. Абсолютизация риска в управлении привела общественное сознание к созданию рискового (венчурного) бизнеса, формированию рискового капитала, появлению рискующих менеджеров (“risk-taker”) для создания прорывов в той или иной сфере деятельности. Управление рисками — это система стратегий, методов и приемов для уменьшения возможных отрицательных последствий на результаты деятельности организации при принятии ошибочных по разным причинам решений. Рыночные отнош
ения вносят существенный элемент тревоги в деятельность руководителей и собственников. Управление риском включает шесть стратегий:
• уклонение от деятельности, содержащей определенный риск;
• принятие ответственности за риск с гарантией полной компенсации за счет собственных средств организации (создание страхового фонда);
• распределение риска среди непосредственных участников бизнеса;
• создание в качестве подразделений основной организации сети самостоятельных венчурных фирм с ограниченной ответственностью;
• продажа и передача ответственности за риск другому лицу, например, страховщику;
• сокращение возможных отрицательных последствий от риска с помощью предупредительных мер, например, создание системы пожаротушения, неприкосновенного запаса сырья, формирования портфеля разнотипных акций и т.д. В каждой организации должны использоваться в различной степени все шесть стратегий. Из них наибольшее распространение получает страхование рисков организации.
Уменьшение отрицательной составляющей риска и закрепление положительной могут быть достигнуты применением различных методов: экономических, организационно-распорядительных, социально-психологических и идеологических. Экономические методы основаны на использовании совокупности экономических стимулов, предусматривающих материальную заинтересованность и материальную ответственность работников за последствия разработки, принятия и выполнения решения.
Организационно-распорядительные методы основаны на разработке и соблюдении:
• регламентов в структуре и деятельности организации;
• регламентов в работе с партнерами и внешними условиями;
• дисциплинарных мер стимулирования и ответственности. Социально-психологические методы предусматривают:
• развитие благоприятной среды коммуникаций;
• побуждение к благородным мыслям и поступкам;
• повышение эффективности в деятельности коллектива и
личности. Идеологические методы основаны на:
• формировании и поддержке современных общечеловеческих моральных норм и ценностей;
• поддержке традиций и лояльности работников к своей организации.