Чувство непримиримого контраста


В чувстве сомнения новое представление колеблется между рядами представлений, уже усвоенных. В чувстве контраста два представления, сведенные вместе, или случаем внешнего явления или последовательным развитием двух противоположных рядов мыслей, борются между собой в напряженном усилии составить одно понятие и это борьба, пока она продолжается, отражается в душе чувством контраст, т.е. усилением чувства различия.
Чувство контраста прекращается, когда мы сливаем два представления в одно. Но есть такие противоположные представления, которые долго, а иногда и совсем не сливаются в одно и притом так, что при случайном или насильственном сближении их друг с другом они то притягиваются одно другим, то отталкиваются. Тогда образуется в душе особенное чувство непримиримого контраста. На этом чувстве основано действие на нас всех возможных шуток, каламбуров, карикатур, острых слов, забавных положений в комедиях и романах; но на нем основан и горький юмор трагедий. То же самое чувство контраста, но не сопровождаемое ни горем, ни весельем, испытываем мы и при философских противоречиях. Если чувство противоречия есть только чувство, то и чувство сходства есть тоже только чувство, а мысль, т.е. шаг мышления вперед, есть только результат обоих этих чувств. Все движение человеческого мышления вперед совершается посредством этих двух всегда связанных чувств, составляющих всю сущность познавательного процесса и единственную способнос
ть, которую мы можем приписать сознанию. Сама непримиримость логического или философского противоречия заключается в том, что два результата нашего мышления тем схожи между собой, что взаимно уничтожают друг друга, тогда как оба эти результата в силу тех доказательств, которыми мы до них дошли, одинаковы для нас обязательны. Неприятность чувства, которое происходит в нас при сличении равносильных и уничтожающих друг друга понятий, доказывает только единство человеческой души, которая может спокойно носить в себе противоречия только до тех пор, пока не замечает их или пока примиряет их какой – нибудь фантазией.
Воплощением чувства непримиримого контраста является смех. Смех как физиологическое явление есть не что иное, как прерывающаяся судорога в мускулах, управляемая дыханием и возбуждаемая физической причиной – щекотом. В щекоте мы замечаем нерешительность впечатления, которая с быстротой то появляется, то исчезает, чем приводятся нервы в нерешительные колеблющиеся состояния. Если взять в расчет, что и все представления воплощаются в нервной системе, то ясно, почему борьба представлений, не могущих ни разойтись, ни сойтись, может возбудить в нервах то же состояние, какое возбуждается щекотом, и выразится также в смехе, который чаще всего сопровождает и судорожные истерические припадки. Если же философские противоречия не возбуждают смеха, то может быть отчасти потому, что они не выходят из области отвлеченностей и слабо выражаются представлениями.