Чувство успеха


Чувству непримиримого контраста, или остановке процесса мышления, зависящей от невозможности связать данные мышлению материалы следует противоположить умственное чувство успеха мыслительного процесса, которое выступает тем яснее, чем более усилий стоило человеку уничтожить противоречия между двумя представлениями и связать их в одно. Само собой, это никак не может служить доказательством истины, но весьма вероятно, что то, что оно называет верным, окажется потом ложным и что понятия, показавшиеся человеку примиренными, окажутся потом непримиренными. Истина или указываемая, есть только истина данного момента. Но если истина, которую мы как нам кажется открыли, относится только к нашему умственному процессу, то без сомнения это чувство открытия истины нам всегда приятно не только потому, что открытие льстит нашему самолюбию, но и потому что мы сделали шаг вперед, следовательно удовлетворили врожденное нам стремление к постепенно расширяющейся деятельности. Приятность этого чувства заставляет человека останавлив
аться на нем, и эта остановка бывает причиной упрямства в наших умственных ошибках. Но как ни тяжело для нас чувство непримиримого контраста и как ни приятно чувство кажущейся истины, дающей нам возможность идти далее. Тот, кому истина важна, не должен обращать внимание на приятность одного чувства и неприятность другого. Особенно тяжело переживается чувство непримиримого контраста в юности, и особенно юность поддается чувству кажущейся истины. Это объяснятся сильными стремлениями вперед, характерными для юношеского возраста, малым количеством опытов, сопровождающихся чувством обмана, делающим старость недоверчивой, а также малым количеством материала для умственной работы, малым – относительно силы стремления работать. Вот почему юность никогда так не увлечется сочинением, отступающим перед недостатком фактов, как сочинением, закрывающим пробелы смелой гипотезой.