Социальные и экономические факторы, влияющие на рыночные преобразования

Социальные и экономические факторы, влияющие на рыночные преобразования, происходящие в обществе, стимулируют обновление производственных отношений в налогах: так, например, переход к рыночной системе хозяйствования объективно потребовал от государства проведения коренной перестройки налоговой системы и бюджетной политики. Формирование рынка труда, его функционирование не могут быть эффективными без создания государственного фонда содействия занятости, который образуется за счет обязательных отчислений хозяйствующих субъектов на стадии распределения первичных доходов.

С предприятий удерживается сбор на нужды образовательных учреждений, но тем не менее, ВУЗам приходится самостоятельно решать свои проблемы за счёт изыскивания внебюджетных средств. «В современной России сохранение научных школ, фундаментальной науки является приоритетной задачей. Их утрата приведёт к очень серьёзным социально-экономическим последствиям для страны, сильно понизит уровень преподавания в высшей школе, станет не только национальной проблемой, но и обернётся немалыми потерями для мирового сообщества» [24, с.184]. Должна оставаться возможность бесплатного образования с целью получения и повышения профессионально — квалификационных знаний людям с небольшим достатком, формирования интеллекта широких масс населения страны.

Исторический спор, охватывающий более чем два столетия, о приоритетности в принципах налогообложения совершил своеобразное движение по спирали: от справедливости по А. Смиту, достаточности по А. Вагнеру, вновь к принципу справедливости в налоговых системах промышленно развитых стран конца XX века.

Дискуссионность проблем налоговой справедливости обусловлена различным пониманием её состоятельными и малоимущими слоями населения.

Понятие о справедливости в политике налогов содержит в себе ответы на два вопроса:

— кто должен платить налоги

— как достигнуть уравнительности при распределении налогов между плательщиками, с помощью какого принципа пропорционального или прогрессивного.

Принцип равномерности претерпел сложную эволюцию. К началу XX века были распространены три способа обложения: налог равный, пропорциональный и прогрессивный. Первый состоял в том, что со всех плательщиков налог брался поровну, и потому противоречил принципу равномерности: если со всех берётся одна и та же сумма, то не принимаются во внимание имущественная налогоспособность плательщиков. Пропорциональным называется налог, при котором уплачивается одинаковая сумма с каждой единицы обложения, прогрессивным — налог, при котором с увеличением единицы увеличивается и ставка налога.

Несмотря на очевидную несправедливость, теория равного обложения отражала практику налогообложения в средние века в виде поголовного или подушного налога, который как весомый источник доходов государства дольше всех взимался в России. Несправедлив он потому, что подобный способ распределения должен лечь гораздо большей тяжестью на малообеспеченные слои населения, которые по своей слабости, незнанию или бедности особенно нуждаются в общественной помощи, чем на более состоятельных.



Adblock detector