Сравнительный анализ эффективной ставки налогов в России и зарубежных странах

Системы налогообложения в экономически развитых странах, на первый взгляд, не отличаются от принятой в России системы налогообложения. Сопоставление ставок возможно, но не показательно, так как по отдельным ставкам налоги выше, по другим - ниже. Приведённые ниже расчёты и цифровая информация всего параграфа основаны на статистической информации Е. Егоровой и Ю. Петрова [23, с. 9].
Совокупная (эффективная) ставка налогообложения для законопослушных плательщиков определяется на всех фазах движения денег от покупателя товаров на рынке до их выплаты работникам. Ставка различна для разных элементов добавленной стоимости, связанных с амортизацией, материальными затратами, экзогенными налогами (налогами-факторами, взимаемыми независимо от дохода), заработной платой, дивидендами, прибылью, в том числе направляемой на пополнение оборотных фондов, со всеми налогами, платежами и начислениями. Соответственно, возникает необходимость расчёта эффективных ставок в сопоставимых условиях.
В России и в зарубежных странах взимаются следующие основные налоги и платежи:
- налоги на доходы граждан и корпораций;
- отчисления на социальные нужды;
- налоги на имущество;
- налоги на товары и услуги;
- прочие налоги, сборы и пошлины.
Приведённые в таблице 1.2. данные показывают, что не может быть универсальной налоговой системы. В любом случае в каждой стране учитываются специфические политические, социально-экономические, психологические, а также территориальные условия. Кроме этого, при расчёте авторами не учитывались акцизы, таможенные пошлины (в отдельных странах они имеют значительный процент в бюджетных поступлениях), налоги на экспорт и импорт, экологические и ресурсные платежи, налоги на дарения и наследство.
Особенности расчёта налога на прибыль в России состоят в следующем:
- в составе доходов не учитываются прибыль от долевого участия в других предприятиях и полученные дивиденды, которые облагаются налогом по другой ставке (15 %);
- в структуре издержек производства учитываются налоги и сборы, отсутствующие в большинстве государств (транспортный налог и сбор на нужды образовательных учреждений по ставке 1 % от выплаченного заработка), местные сборы на содержание правоохранительных органов, налог на пользователей автомобильных дорог и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Таблица 1.2. Ставки основных налогов в различных странах
(%)
Страна
Налог на имущество
Налог на прибыль
Промысловый налог
НДС
Социальные наниматели
платежи работники
Гонконг(1993)
1,5
17,5
-
-
15,0
-
США (1992)
5,0
34,0
-
4,0
18,5
17,2
Испания
-
35,5
-
12,0
35,0
6,0
Швеция
-
30,0
-
23,5
39,0
-
Норвегия
0,3
23,0
-
20,0
10,0
7,8
Франция
-
37,0
-
18,6
38,0
9,0
Австрия
1,5
30,0
13,5
20,0
16,5
15,1
Бельгия
-
39,0
-
19,0
24,8
12,5
Италия
-
36,0
-
19,0
50,0
8,6
Греция
1,5
46,0
-
16,0
23,0
14,5
Германия
1,3
50,0
18,0
14,0
18,6
22,7
Финляндия
1,5
25,0
-
22,0
28,2
7,3
Польша (1994)
-
40,0
-
22,0
49,0
-
Россия (1994)
2,0
35,0
-
23,0
41,0
1,0
Россия (1996)
2,0
35,0
-

20,0
40.5
1,0
Источник: [23, с.10].
Промысловые налоги взимаются в некоторых зарубежных странах местными органами власти, увеличивая издержки производства.