Классификация по уровням налогообложения

 

Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

* Первый уровень — это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. В Российской Федерации, как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. В соответствии с законом «О налоговой системе» в Российской Федерации существуют следующие федеральные налоги:

— таможенная пошлина,

— налог на операции с ценными бумагами,

— сбор за использование наименований «Россия» и «Российская Федерация» и словосочетаний с ними,

— сбор за пограничное оформление,

— налог на пользователей автодорог,

— налог с владельцев транспортных средств,

— налог на приобретение автотранспортных средств,

— налог на отдельные виды автотранспортных средств,

— налог на реализацию ГСМ,

— налог на прибыль,

— акцизы на группы и виды товаров,

— налог на добавленную стоимость,

— налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов в инвалюте,

— отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы,

— плата за пользование водными объектами,

— подоходный налог с физических лиц,

— налог на игорный бизнес,

— платежи за пользование недрами,

— гербовый сбор,

— государственная пошлина,

— налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения,

— плата за пользование водными объектами,

— сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.

* Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами. Этот последний термин был введен в научный оборот нами еще несколько лет назад. Сейчас он «узаконен», поскольку используется в проекте Налогового Кодекса Российской Федерации. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания. К региональным налогам относятся:

— лесной налог

— единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности

 

— налог на имущество предприятий

— налог с продаж.

* Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов. К местным налогам относятся:

— налог на имущество физических лиц

— земельный налог

— регистрационный сбор за предпринимательскую деятельность

— налог на промышленное строительство в курортной зоне

— курортный сбор

— сбор за право торговли

— целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, нужды образования и др.

— сбор за право использования местной символики

— налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров

— сбор с владельцев собак

— лицензионный сбор за право винной торговли

— лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей

— сбор за выдачу ордера на квартиру

— сбор за парковку автотранспорта

— налог на рекламу

— сбор за участие в бегах

— сбор за выигрыш на бегах

— сбор с лиц, играющих на тотализаторе

— сбор с биржевых сделок

— сбор за проведение кино- и телесъемок

— сбор за уборку территории

— сбор за открытие игорного бизнеса

— налог на содержание жилищного фонда и объектов культурной сферы.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании — это отчислением от федеральных налогов.

Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов.